Основные элементы коммуникационного процесса

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

  • отправитель (источник, коммуникатор);
  • сообщение;
  • канал;
  • получатель.

Отправитель (источник, коммуникатор) – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее, цель которого заключается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на получателя; передает определенное сообщение.

Источник сообщения. В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты (государственные учреждения, политические партии, общественные организации, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек.

Источник является инициатором коммуникативного процесса, который начинается только тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Следует иметь в виду, что создатель сообщения не всегда выступает в роли коммуникатора, передающего непосредственно это сообщение (данное положение касается массовой коммуникации).

Отправитель (источник) пытается заранее определить, какого рода впечатление должно сложиться у получателя от переданного сообщения, т.е. как информация будет воспринята и интерпретирована получателем. При этом нет гарантии, что получатель поймет отправителя именно так, как хотел бы последний.

Чувство доверия получателя к отправителю сообщения имеет огромное значение для эффективного убеждения в маркетинговых коммуникациях. Именно поэтому в рекламе различных предлагаемых товаров или услуг часто прибегают к мнению «эксперта и специалиста» в соответствующих областях.

Интересно
В качестве специалиста в той или иной сфере потребления могут выступить хорошо известный ученый, представитель фирмы с хорошей репутацией или вообще любой другой публичный человек с устойчивым позитивным имиджем.

Привлечение в рекламные ролики популярных актеров связано с тем, что они несут положительный потенциал в глазах большинства зрителей, настраивая на доверительное отношение к себе и, скорее, понравятся аудитории в качестве отправителя сообщения, нежели вызовут у нее негативную реакцию. Отправитель, вызывающий доверие, в большей мере влияет на мнение аудитории, чем отправитель сообщения, информация которого воспринимается скептически или с безразличием.

Специалисты рекламы уже давно используют в своей работе тот факт, что для повышения общей эффективности воздействия на большинство потребителей достаточно прибегнуть к коммуникативному акту с высокой степенью экспрессивности и демонстрируемой убедительности сообщения характеристик товара, нежели к простому перечислению их истинного содержательного значения, пусть и к весьма полезному и истинному.

Важными факторами, влияющими на процесс коммуникации, силу воздействия информационного акта на аудиторию и его интерпретацию, выступают общая ситуация (благоприятная, неблагоприятная или нейтральная), тема сообщения, время сообщения, а также способ представления (кодирования) сообщения.

Сообщение – собственно информация, представляющая собой цельную систему взаимосвязанных единиц закодированных сигналов, отличающихся новизной или непохожестью на предыдущий опыт познания о тех или иных явлениях бытия, закодированная с помощью символов. Сообщение может быть зашифровано и передано с помощью вербальных и (или) невербальных знаков, символов, содержащих те или иные смыслы.

Сообщение – это уже осмысленная и соответствующим образом закодированная информация. Сообщение может быть передано:

  • при личной беседе, в ходе межличностной коммуникации;
  • в ходе непосредственного выступления перед массовой аудиторией, не исключая использования технических средств оповещения;
  • опосредованно, с помощью различных технических средств оповещения массы людей и множительной техники, прессы, радио, телевидения, компьютерной техники и электронной почты и пр.

Содержание сообщений составляют какие-либо значимые, привлекательные или актуальные для потребителя сведения, факты, аргументы, доводы, идеи, мнения, размышления, эмоционально окрашенная информация и т.д. Обычно, как правило, сообщения представляют собой устные высказывания или текстовые.

Но в невербальной коммуникации сообщением может являться изображение (например, дорожный знак, рисунок, схема, фотография, фреска и т.д.), физический предмет (цветок в окне – сигнал-сообщение о провале явочной квартиры; архитектурное сооружение как символ – сообщение о некотором событии и его предназначении; сувенир в подарок как знак признательности; «черная метка» как знак приговора и пр.) или даже информация-сигнал, передаваемая и принимаемая на неосознаваемом уровне, но влияющая на настроение и даже самочувствие человека (заразительный смех талантливого клоуна или скорбно-трагическое лицо угнетенного искренним горем человека и т.д.).

Интересно
С точки зрения канадского ученого Маклюэна, «средство и есть сообщение», т.е. не столько важно само содержание сообщения, сколько то, в какую форму оно облечено и каким образом осуществляется процесс передачи сообщения какие средства для этого используются.

В своих тезисах Маклюэн подчеркивает, что техническим средствам коммуникации принадлежит важная роль в истории цивилизации. Так как именно они, образно говоря, создавая инструментарий общения (алфавит, печать, пресса, а главное – радио, кино, телевидение и пр.), формируют характер передачи информации и восприятия мира. Более того, по мнению Маклюэна, технические средства связи влияют на форму и содержание информации, подчиняя его тем или иным типам кодификации реальности.

Например, печатные средства создают линейный принцип кодификации и восприятия мира, а электронные медиа (антипод печатных средств коммуникаций) обусловливают мозаичный принцип восприятия окружающего пространства, основанный на аудиовизуальной образности, влияя даже на содержательные понятия языка людей (появились в обиходе такие феномены общения, как SMS; смайлики – картинки, заменяющие и упрощающие целые словосочетания; молодежный сленг и фразеологизмы и пр.).

Канал – средство передачи информации. Понятие «канал» появилось в коммуникологии благодаря исследованиям, проводимым в рамках математической теории связи (коммуникации) и технических средств связи.

Канал – это способ или средство, с помощью которого сообщение передается от источника информации к получателю.

Каналы делятся на:

  • технические (СМИ: пресса, телевизионные и радиопередачи; электронные средства коммуникации: радиорелейная, телефонная и телеграфная связь, компьютерная техника и Интернет);
  • межличностные (непосредственный обмен информационными посланиями между источником и получателем).

Тем не менее, термином «канал» целесообразно обозначать маршрут, используемый для передачи сообщения. Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.

Межличностные средства коммуникации можно разделить па:

  • вербальные;
  • невербальные.

К вербальным средствам коммуникации относят: говорение (письменная и устная речь), слушание, чтение. К невербальным: взгляды, позы, интонацию, имидж, мимику, жесты, походку, пространственную организацию среды.

Каналы коммуникации с точки зрения эффективности воздействия располагаются в следующей иерархической последовательности:

  • разговор «лицом к лицу»;
  • дискуссия в пределах небольшой группы лиц;
  • выступление перед большой аудиторией;
  • телефонный разговор;
  • письмо, личное письменное сообщение;
  • текст, напечатанный на машинке (компьютере);
  • сообщение на большую аудиторию;
  • материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой;
  • статья в виде информационного письма компании;
  • новости в печатных СМИ;
  • реклама в СМИ;
  • наружная реклама. Щиты.

Как видно, наиболее эффективным каналом «убеждающей» коммуникации является «общение один на один», т.е. «лицом к лицу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)