Подходы к анализу факторов поведения организации

Рассмотрим сущность понятия «организация». Намеренно обратимся к хрестоматийным определениям, чтобы показать наиболее устоявшуюся, общеупотребительную, общеизвестную точку зрения.

Согласно Энциклопедическому словарю, организация — это:

  • внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;
  • совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
  • объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на, основе определенных правил и процедур.

Понятие «организация» применяется к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, фиксируя динамические закономерности, т. е. относящиеся к функционированию, поведению и взаимодействию частей; обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

«Отец классического менеджмента» А. Файоль считал, что организовывать — значит «строить двойной — материальный и социальный организм предприятия». Используемый здесь термин «организм», а в других местах — «тело» применительно к предприятию говорит о понимании им системной сущности предприятия и его живой природы.

Типология хозяйственных («экономически ориентированных») организаций, по М. Веберу, такова:

  • собственно «экономические организации», регулируемые материальным интересом;
  • неэкономические организации, выполняющие экономические функции («экономически активные»), например, государство и церковь;
  • экономические организации, регулируемые неэкономическими способами («экономически регулятивные»), наподобие земельных общин, профессиональных цехов и гильдий;
  • организации, «утверждающие формальный порядок», осуществляющие неэкономический контроль за условиями экономической деятельности, например, правоохранительные органы.

Из исторических форм хозяйственных организаций, по мнению отечественных социологов, таковы: община, корпорация и ассоциация.

Община — строится на тесных внутренних связях, зачастую объединяется по территориальному или кровному и родственному признакам. Для нее характерны: формальное равенство, общая собственность, нерасчлененность многих внутрихозяйственных функций, всеобщее подчинение неформальному традиционному порядку.

Корпорация — относительно замкнутая организация, построенная на менее тесных, но более профессиональных связях. У нее более узкая функциональная нацеленность, выраженная многоступенчатая иерархия, жесткое разделение внутренних обязанностей, более формальный административный порядок.

Ассоциация — это относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права и частную собственность. Она создается под специальные задачи, и ее деятельность, как правило, не выходит за их рамки, не посягает на свободу и частную жизнь индивида. Это общества потребителей, а с социологической точки зрения — акционерные общества, члены которых могут покупать и продавать свои права на участие в деле на открытом фондовом рынке.

У этих форм хозяйственных организаций разные монопольные устремления, степень закрытости, иерархические структуры, степень подчинения интересов групп и индивидов коллективным целям, связь вознаграждения с принадлежностью к организации (община и корпорация) или с размером вложенной собственности или труда.

Основываясь на этих определениях организаций, правильным и обоснованным будет применение к ним термина «поведение», поскольку очевидно, что речь идет о системах, имеющих живую природу.

Напомним, что согласно определению, помещенному в «Словаре по этике», поведение — совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период в постоянных или меняющихся условиях.

Повторим, что поведение охватывает все поступки целиком и позволяет дать им моральную оценку, независимо от таких локальных показателей, как намерения, побуждения, т. е., поведение дает больше оснований для нравственной оценки, чем поступок, мотив, средство, цель, поскольку поведение — это система, относительно устойчивое явление. Оценка поведения должна осуществляться на основе анализа, как минимум, всех характеристик деятельности, но лучше, если будут учтены и доступные для рассмотрения факторы внешней среды.

Кроме этого определения, уместно вспомнить и другие, приведенные в разделе 1.8, а также перечень регуляторов поведения организации, помещенный там же.

Приведенные определения уже позволяют обозначить некоторые группы факторов, влияющих на поведение живых систем:

  • онтогенетические, связанные с природой и развитием системы;
  • социальные, отражающие взаимовлияние организации и общества;
  • собственные потребности организации;
  • нормы нравственности и права;
  • многочисленные субъекты внешней среды.

Очевидно, что на поведение организации влияют многочисленные факторы, связанные с ее внешней и внутренней средой, а также с ситуацией (обстоятельствами) взаимодействия. Последняя связана с состоянием и положением, в котором находятся субъекты взаимодействия в текущем временном периоде. Оценка ситуации, ожидания, перспективы, прогнозы, цели, средства, имеющиеся и предполагаемые, и многое другое создает неповторимое поле взаимодействия.

Понять и спрогнозировать поведение организации возможно на основе анализа информации о ней и установления некоторых закономерностей, причинно-следственных связей и специфики в поступках и проявлениях. Важным представляется также выявление критериев и характеристик, связанных и/или определяющих поведение организации, т. е. тех измеряемых параметров, наличие которых позволяет обосновать прогноз поведения и ожидаемые результаты взаимодействия с организацией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)