Понятие о целостном педагогическом процессе

В течение долгого времени процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человека и не являлся предметом специального изучения. Но постепенно был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. С этого момента процесс передачи опыта стал целенаправленным, осуществлялся в ходе взаимодействия старшего с младшим, которое получило название «педагогический процесс».

Качественной характеристикой и условием эффективности педагогического процесса является его целостность. В нем взаимосвязаны учебная и внеучебная работа, а в педагогике — теория обучения и теория воспитания. Человека нельзя воспитывать «по частям». Процесс становления личности есть целостный процесс.

Целостный педагогический процесс осуществляется как движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства воспитания и обучения. Под целью понимается гармоничное развитие личности, способной к творчеству и саморазвитию, социально активной, ответственной, культурной и нравственной.

Логика и этапы педагогического процесса определяются логикой педагогической деятельности и соответствующей ей структурой педагогического процесса:

  • диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обуча­ющей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодейс­твия);
  • целеполагание — постановка целей (обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач;
  • выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;
  • организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспи­тывающего);
  • обратная связь, оценка результатов педагогического взаимодействия и их коррекция;
  • итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогического взаимодействия;
  • постановка новых целей и задач.

В гуманистическом педагогическом процессе, основанном на субъект-субъектном взаимодействии, все этапы осуществляются совместно воспитателем и воспитанниками.

В работах Ю. К. Бабанского, А. С. Белкина, Б. С. Гершунского, В. И. Загвязинского, П. И. Пидкасистого выделены законы обучения, которые имеют объективные источники и действуют в любых ситуациях обучения:

  1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Закон раскрывает определяющее влияние общества через социальный заказ образованию на содержание, цели, масштабы, средства, методы организации учебного процесса.
  2. Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся. И содержание, и стиль общения, и характер заданий — все компоненты обучения непременно влияют на формирование ориентаций, личностных качеств, духовного мира, способностей, черт характера воспитанников.
  3. Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся. Закон раскрывает влияние формирующих личность процессов, в т. ч. познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учеников на результаты обучения.
  4. Закон целостности и единства педагогического процесса. Закон отражает связи:
    1. части (например, факта, закона) и целого (например, теории, общей научной картины мира);
    2. рационального и эмоционального;
    3. репродуктивного и продуктивного;
    4. предметов в гармонии;
    5. в гармонии содержательного, мотивационного и операционного компонентов деятельности;
    6. овладения знаниями и развития.
  5. Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. Закон означает, что любое научное знание прямо или косвенно служит практике. Отсюда необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся, конкретизации и применения научных положений на практике, насколько позволяют специфика материала, подготовленность учащихся, условия обучения.
  6. Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности.

Эти виды организации деятельности могут быть разделены во времени или совмещаться, взаимопроникать; какому-то виду деятельности на определенном этапе может отдаваться предпочтение, но они должны не исключать, а предполагать друг друга.

Кроме законов, существуют и закономерности обучения — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. К ним относятся, например, следующие.

Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, потребностей и возможностей общества, уровня развития педагогической науки и практики.

Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа, характера и объекта изучаемого материала, обучаемости учащихся, времени обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста и учебных возможностей учащихся, организации учебного процесса.

Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий.

Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних стимулов (общественных, экономических, педагогических).

Результаты обучения зависят:

  • от применяемых методов, средств обучения, профессионализма педагога; от того, насколько педагог развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, стимулирует познавательную активность и т. д.;
  • познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться;
  • учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т. д.;
  • развития всех других индивидов, с которыми он общается; от уровня интеллектуальной среды, стиля общения учителя с учащимися.

Опираясь на данные закономерности, можно обозначить принципы конструирования и проведения педагогического процесса.

Принципом (лат. principum — основа, первоначало) называют руководящую идею, основное правило, важнейшее требование к деятельности. Принципы процесса обучения — главные требования к организации и проведению обучения. Их выполнение дает возможность решать задачи, связанные со всесторонним, гармоническим развитием личности.

Еще Я. А. Коменский писал об «основоположениях», на которых должен строиться весь педагогический процесс. Его дидактика основана на принципе природосообразности. А. Дистервегом разработаны дидактические правила, представленные в виде определенной системы требований к процессу обучения.

Большую роль в разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский. Он выделил ряд принципов, используемых в современной дидактике: сознательности и активности, наглядности, прочности, систематичности, доступности и посильности, научности.

Дидактические принципы имеют ряд особенностей. Как нормативная для практики категория «принцип» характеризуется всеобщностью. Он обязателен для любого этапа, любой учебной ситуации.

Обоснованием каждого принципа может выступить не столько отдельное положение, сколько педагогическая теория в целом, современная гуманно-личностная парадигма.

Суть дидактического принципа в том, что это рекомендация, ориентир в способах достижения меры, гармонии, продуктивного взаимодействия каких-то противоположных сторон, начал, тенденций педагогического процесса. Противоположные тенденции обучения либо отражаются в существе самого принципа, либо обнаруживаются при его взаимодействии с другими, т. е. педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему.

Понятие о целостном педагогическом процессе

Обозначим суть принципов.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип выражает ведущую цель педагогической системы, связывает основные педагогические категории.

Согласно этому принципу, обучение должно не только даватьзнани я, но и формировать в целом личность, воспитывать и развивать ее. Знания выступают не целью, а материалом строительства личности, условием ее становления.

Принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности требует верного соотнесения ориентации на широкую эрудицию и узкую специализацию, фундаментальность и технологичность в процессе подготовки и результатах обучения, успешного общего развития и развития специальных профессиональных способностей личности.

Образование должно быть ориентировано на изучение общих научных основ и специфики многих отраслей производства и техники или на конкретную профессию.

Интересно
Исторически принцип социокультурного соответствия выражался культуросообразностью и природосообразностью. Эти принципы требовали строить образование, сообразуясь с природой, задатками ребенка, законами социальной среды.

Принцип отражает требование соответствия содержания образования содержанию культуры. Под культурой понимаются основы наук, основы техники и производства, обычаи и традиции, религия, мораль, философия, искусство. У каждой из этих сфер знаний и опыта есть свой творческий потенциал влияния на формирование смыслов.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Выполнение этого принципа отражается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки.

Принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, применяя знания в жизни, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил, например:

  • изучаемый материал планируется, делится на логические разделы, темы, устанавливаются порядок и методика работы с ним;
  • в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделяются главные понятия, идеи, материал урока структурируется;
  • при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение.

Активности и сознательности учения можно добиться, если:

  • опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте познавательные интересы, профессиональные склонности;
  • включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических задач;
  • использовать активные методы обучения, дидактические игры, дискуссии;
  • стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников.

Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский.

В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

Однако следовать этому принципу нужно в той мере, в какой он способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.

Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Еще Я. А. Коменский дал несколько правил этого принципа:

  • переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);
  • переходить от легкого к трудному, от известного — к неизвестному.

Л. В. Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности, что все-таки отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, т. е. на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему.

Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

Есть и другие правила этого принципа:

  • прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;
  • для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия учащихся;
  • прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, устанавливаются логические связи;
  • прочность знаний обеспечивается систематическим контролем результатов обучения, проверкой и оценкой.

Формированию глубоких мотивов учения, успешности учебной работы способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение ко внутреннему миру школьника, оптимистический настрой педагога и учеников. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения регулирует коммуникативную сторону обучения, предусматривает деловое сотрудничество и сотворчество педагогов и учеников, создание атмосферы доверия и благожелательности, взаимопомощи и здоровой состязательности между учащимися.

Интересно
Полная индивидуализация обучения лишает ученика разнообразия общения, возможности научиться вести совместную работу и жить в коллективе. В коллективных формах нередко преобладает усредненный подход и теряется личность.

Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения предполагает необходимость взаимодополнения этих форм работы, насыщение коллективных форм работы элементами самостоятельной познавательной деятельности, учет индивидуальных особенностей школьников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)