Отрасли педагогики
Развиваясь, любая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет внутри себя научную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Общая педагогика — научная дисциплина, исследующая основные закономерности образовательного процесса, его связи с социумом, политикой, экономикой.
В общую педагогику включены следующие разделы:
- введение в педагогическую деятельность (изучает сущность профессиональной педагогической деятельности, ее проблемы, задачи, характерные особенности);
- общие основы педагогики (изучает категориальный аппарат педагогики, педагогические законы и основные, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых, педагогические закономерности, правила и принципы);
- теория воспитания (изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы);
- дидактика (исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине);
- теория управления образовательными системами (изучает проблематику общей организации учебных заведений и их систем);
- методология педагогики (изучает методы, методику и технику педагогического исследования);
- философия и история образования (изучает развитие педагогических идей и развитие воспитания, образования, обучения в различные исторические эпохи).
История педагогики и образования изучает развитие педагогических идей в различные исторические эпохи.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику), учение о педагогической поддержке старости (геронтологию).Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии.
Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности.
В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую педагогику и др.
Социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации, содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
Этнопедагогика исследует закономерности и особенности воспитания, основанные на традициях различных этносов. Пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов.
Семейная педагогика — научная дисциплина, которая исследует закономерности воспитания и образования детей в семье. Семейная педагогика способствует осознанному представлению родителей о конечном результате своих воспитательных усилий, разрабатывает программы семейного воспитания, методы и организационные формы воспитательного процесса, способствует принятию педагогически правильной позиции в сложных ситуациях.
- Социализация и индивидуализация как составляющие педагогического процесса
- Воспитание и обучение в системе факторов развития личности
- Факторы развития личности
- Понятие о целостном педагогическом процессе
- Главная связь педагогики с другими науками
- Категориально-понятийный аппарат педагогики
- Предмет и задачи педагогики
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу