Понятие международной унификации и гармонизации

518. Так называемая международная унификация (или гармонизация) национального законодательства отдельных государств посредством принятия международных актов отличается от изменений национального законодательства вообще в силу международных актов только тем, что унификация (в меньшей степени – гармонизация) имеет следствием не просто изменения национальных правопорядков, но изменения в виде принятия в отдельных государствах одинаковых, текстуально единообразных правовых норм.

В унификационных международных актах (преимущественно конвенционных) и особенно в сфере международной торговли, “трансформационное” их качество выражено особо наглядно, определяется самим предметом этих договоров – единообразное изменение на взаимной основе национальных правопорядков.

Если рассматривать конкретно международную унификацию и гармонизацию торгового права, то под этим феноменом понимается выработка для 2 и более стран общих, единых или единообразных норм и правил регулирования прежде всего частных торговых отношений.

В прикладном значении цель такой унификации и гармонизации – интересы лучшего правового обеспечения международного торгового оборота на частноправовой основе посредством устранения излишних трудностей при определении применимости в конкретных сделках разнообразных норм национального права и тем самым достижения большей определенности и надежности таких сделок.

519. Следует учитывать, что унификация и гармонизация национальных норм торгового регулирования может распространяться не только на сферу чисто частноправовых, гражданских правоотношений, но и на публично-правовое регулирование торговых и имущественных международных отношений.

Так, страны-члены ВТО, принимая внутринациональные правовые акты, например, об антидемпинговых мерах, руководствуются унификационного значения “Антидемпинговым кодексом”.

В данном случае имеет место унификация публично-правового торгового национального регулирования. Другой пример: унификационные нормы в сфере международного права интеллектуальной собственности, в том числе нормы Парижской конвенции 1883 г. об охране промышленной собственности и др., условия выдачи патентов, их защиты и т.д. – определяют также и публично-правовые отношения.

520. Как в договорной практике, так и в доктрине (Р.Гуд, М.Пилотти, М.Маттеуччи и др.) не проводится достаточно точного разграничения понятий унификации и гармонизации, и часто они вообще рассматриваются вместе. Между тем в интересах более ясного понимания данного феномена и с учетом семантического значения этих терминов напрашиваются следующие определения.

Правовая унификация – означает согласование и облигаторное введение в действие в 2 и более государствах идентично-одинаковых правовых норм; таким образом, унификация возможна только на межгосударственном уровне. Унификация, что касается, в частности, международных частноправовых коммерческих отношений, может иметь своим предметом материально-правовые, процессуальные, коллизионные нормы.

Правовая гармонизация, в отличие от унификации, метод гораздо более “мягкий”. Вместо принятия идентично-одинаковых правовых норм, вводимых в национальный правопорядок соответствующих государств, согласовываются нормы и правила, которые государства вольны вводить в свой правопорядок полностью, частично или не вводить вообще. Можно отметить, что особенностью метода гармонизации является определенная односторонность соответствующих акций со стороны государств.

Унификацию можно образно, конечно, очень условно, сравнить с военной униформой. Гармонизацию – с модной одеждой: большинство, к примеру, носит джинсы, но они могут быть довольно разными по цвету, фактуре и т.п., причем можно моду и вообще игнорировать.

521. В настоящем курсе уже и выше, в главах о торговле товарами и услугами, а далее в главах о международном инвестиционном праве и о международном праве интеллектуальной собственности, приводятся многочисленные примеры международной правовой унификационной практики.

Самой же востребованной оказалась безусловно наиболее углубленная (целыми массивами национального нормативного корпуса) унификация и гармонизация в сфере регулирования частноправовых правоотношений, связанных с внешней торговлей отдельных государств. Соответственно ниже в настоящей главе имеется в виду рассмотреть наиболее существенные международно-правовые акты именно в этой области.

При этом из самого предмета регулирования унификационных международно-правовых актов – изменение национального правопорядка – ясно, что изучение этих изменений (именно национального права) никак не свойственно науке международного экономического права. Столь ж ясно, что коль скоро изменения касаются национального регулирования международных частных, гражданско-правовых отношений, изучение этих изменений должно входить в сферу международного гражданского права и его подотрасли – международного частного права.

Поэтому непосредственная правовая материя национального унифицированного права закономерно остается за пределами международного публичного (экономического) права вообще и настоящего курса в частности. Международно-правовой интерес заключается в том, что в основе унификационных изменений национального права лежит международно-правовой метод, и вследствие этого унифицированные таким методом национальные нормы не теряют своей международно-правовой природы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)