Понятие и виды социальных норм и их взаимодействие

Мыслители самых различных эпох отмечали у человека тяготение к совместной жизни. Самые основные влечения и интересы заставляют человека искать постоянного общения с другими людьми. С момента рождения человек нуждается в помощи других людей и неминуемо погибает, если не находит ее. В борьбе сначала за выживание, затем за лучшее качество жизни, за подчинение природы человеку все люди составляют союз, который наглядно проявляется во время стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, неурожаев и эпидемических болезней. Такова естественная борьба за существование, ведущаяся человеком.

С другой стороны, очевидно также, что человек до известной степени противостоит всем остальным людям и в этой общей социальной борьбе за существование, возникают отдельные группы для взаимной поддержки объединившихся. Наглядный пример таких объединений – семья, совместная хозяйственная и культурная деятельность. Хозяйственная деятельность состоит в том, что человек старается по выработанному заранее плану, при наименьшей затрате сил и наибольшей эффективности труда приспособить вещи внешнего мира к удовлетворению своих потребностей. Эта хозяйственная работа совершается особенно успешно в условиях разделения труда. Но именно разделение труда заставляет каждого человека нуждаться в работе других людей. Современный человек чаще всего исполняет какое-нибудь одно дело, важное или полезное для других людей, и за то пользуется результатами труда множества часто даже неизвестных ему людей. Однако в хозяйственном отношении человек не только сотрудничает с другими людьми, но и вступает с ними в борьбу. Каждый стремится при наименьшей затрате сил получить наибольшее удовлетворение, т. е. работать меньше, а получать больше. На этой почве у людей возникает столкновение интересов, причем люди, находящиеся в одинаковом или похожем положении (например, покупатели, рабочие и т. д.), стремятся объединиться друг с другом для того, чтобы сообща отстоять свой общий интерес.

С тех пор как человек начинает сознавать себя, он видит свою внутреннюю ограниченность и неполноту. Он видит вокруг себя людей, которые знают больше, чем он, которые обладают более зрелым умом, или более твердой волей, или более глубоким чувством, или более чуткою совестью, и самолюбие его нередко страдает от этого. Лишь постепенно привыкает он к мысли о том, что общение с такими людьми не только желательно для него, но прямо необходимо: общение с лучшими есть одно из основных условий его собственного духовного развития. Человек становится лучше, сравнивая себя не только с идеальным «совершенным» образом человека, о котором говорит религиозная литература, но и с теми, кто в действительности достиг в каком-нибудь отношении высшей ступени. Сравнение себя с ними, беспристрастный самоанализ и подражание лучшему – вот верный путь прогрессивного развития. Таким образом, человек может развить и улучшить свои познания, свои умения и свои душевные силы.

Формы общежития

Всякое общежитие состоит прежде всего в том, что люди вместе живут вместе и действуют совместно. Согласно этому, основные формы общежития определяются тем, что именно связывает людей воедино. Обычно бывает так, что различные связи и скрепы совмещаются и одна из них вызывает к жизни другую.

По самому происхождению своему люди связаны прежде всего кровным родством. Объединение людей на этой основе называлось «род». Род вел единую, совместную жизнь. Он был подчинен единому родоначальнику – патриарху и связан множеством общих интересов и взаимных обязанностей. Род владел землей сообща, под управлением и руководством патриарха; имущество переходило по наследству от одного поколения к другому; родичи были обязаны помогать друг другу и защищаться сообща от нападений; за убийство родича мстил весь род. Естественно, что при увеличении рода связь между членами его все более ослабевала и постепенно утрачивалась. Он распадался, в свою очередь, на несколько самостоятельных родов.

Однако развитие в одном климате, при одинаковых природных условиях, участие предков в совместной жизни и кровное, хотя и отдаленное, сродство – все это оставляло у потомков черты сходства в строении тела и в укладе душевной жизни. Родовая близость уступала место племенному сходству; люди оказывались объединенными в племя. Единоплеменники не только напоминают друг друга цветом волос, или строением головы и лица, или разговорным диалектом; они часто продолжают жить в одной и той же местности, добывают себе пропитание одинаковым трудом, имеют общую религию, одинаковый семейный строй и сходные обычаи. Мало того, племя нередко сохраняет единство управления и суда, но во главе стоит уже не родоначальник, а старейшина, иногда избираемый племенем, иногда передающий власть по наследству своим детям, часто окруженный советом мудрых и опытных членов рода.

В историческом развитии кровно-родовое единение людей постепенно уступает свое место единению, основанному на других началах. Люди, объединенные совместной жизнью в одном роде или племени, оказываются в различном хозяйственном положении. Специализация в труде делит людей на опытных и неумелых; размеры личных способностей и удача быстро ведут к имущественному неравенству; стремление родителей передать имущество детям упрочивает это неравенство, а жажда наживы обостряет его. Понятно, что борьба за существование нередко сталкивает интересы отдельных людей и союзов, и, может быть, человечество распалось бы на бесконечное множество враждующих между собою ячеек, если бы эти противоположности и столкновения интересов не вызывали к жизни обширные, устойчивые объединения людей.

«Интересом» в этом контексте следует называть отношение живущего человека ко всему тому, что ему необходимо или важно. Понятно, что столкновение интересов возникает в том случае, когда два человека или несколько человек стремятся к тому, что им важно, а добиться нужного может только один. Такое соревнование между людьми называется конкуренцией. Конкуренции не бывает там, где все могут беспрепятственно пользоваться нужным: воздуха на просторе, воды в реках и в море, света в поле хватит на всех. Но борьба возникает немедленно, как только воздуха (например, в маленьких каморках), или воды (например, в пустыне или при порче водопровода), или света оказывается ограниченное количество. Борьба за обеспеченное существование достигает иногда большой остроты; подчас может казаться, что общественная жизнь действительно превратилась бы, по меткому выражению английского философа Гоббса, в «войну всех против всех», если бы не было сдерживающих и организующих общественную жизнь правил поведения.

Уже в глубокой древности люди стали понимать, что непримиримая борьба вредит всем сторонам. Понимая это, люди пытались находить такие исходы, которые, удовлетворяя более или менее интерес спорящих сторон, давали бы им возможность продолжать и впредь совместную жизнь. Для этого спорщики сговаривались обратиться к кому-то третьему, возраст, опыт и ум которого могли бы указать справедливый исход.

Родоначальник или старейшина, разрешая спор, давал каждому известный императив, предписывавший ему его дальнейшее поведение в спорном вопросе. Этот императив указывал каждому, во-первых, то, что он «может», т. е. что ему позволено, на что он «имеет право»; во-вторых, то, чего он «не может», т. е. что ему запрещено, на что он «не имеет права»; и в-третьих, то, что он «обязан» соблюдать.

Решение судьи получало известный вес и оказывало влияние на спорящих; это объяснялось, с одной стороны, их доверием к его авторитету, с другой – справедливостью того, что он постановил.

Однажды найденный справедливый императив превращается постепенно в общее правило, не только разрешающее все подобные споры, но предотвращающее само их возникновение: каждый заранее способен знать и знает, что он «может» и чего «не может», стоит только ознакомиться с этим правилом и продумать его.

В самом деле люди могут вести совместную мирную жизнь лишь в том случае, если каждый осуществляет свои притязания и преследует свои интересы только до известных пределов. Эти пределы устанавливаются определенными правилами, существующими в жизни. Такие правила, обусловленные определенною целью, называются нормами. Нормы могут быть очень разнообразны. Но все они сводятся к двум главным группам: нормы технические и нормы социальные.

Технические нормы – это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.

В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т. д.

Технические нормы – это правила, указывающие, как следует поступать для достижения какой-либо одной определенной цели. Соблюдение каждой такой нормы приводит к осуществлению только данной отдельной цели, не касаясь других целей человеческой деятельности, иногда даже препятствуя их осуществлению. Если цель, имеющаяся в виду, представляется обширной и сложной, то осуществление ее определяется, естественно, целой системой правил, связанных между собой единством цели. Такая система и есть то, что мы называем отдельными искусствами. Отсюда и самое название: технические нормы (от греч. techne – искусство).

Между тем разнообразные цели человеческой деятельности неизбежно сталкиваются между собой так, что осуществление одной цели нередко препятствует осуществлению другой. Человек ограничен и в своих силах, и во внешних средствах, и во времени, и потому для него невозможно полное осуществление всех его целей. Ему приходится ограничивать осуществление отдельных целей ради возможности их совместного осуществления. Это приводит к существованию наряду с техническими еще и других норм – социальных. Различие норм технических и социальных может быть сформулировано таким образом: нормы технические – это правила осуществления отдельных целей человеческой деятельности; нормы социальные – правила совместного осуществления всех людских целей.

Деление норм на технические и социальные – это наиболее общее деление, имеющее первичное, исходное значение. Правоведы не занимаются техническими нормами, но соприкасаются с ними постольку, поскольку это необходимо в юридической области знаний. Поэтому важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить объективные критерии, отличительные черты, особенности.

Важнейшее различие между ними в предмете регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы – между людьми и внешним миром, природой, техникой. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, проблемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями. Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека.

Существенными различиями между социальными и техническими нормами являются различия по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Общим у технических и социальных норм является то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, различаются они по объектам и методам регулирования.

Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми. Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (к примеру, правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных и электрических станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, особенно ядерным, и т. п.). Некоторые из них снабжены санкциями.

Подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью властного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения Несоблюдение социальных норм всегда затрагивает общий интерес. Все разнообразные интересы человеческой жизни тяготеют к двум главным центрам: один из этих центров – личность человека, другой – общество. Каждая система социальных норм, каким бы принципом она ни определялась, непременно так или иначе определяет соотношение этих двух групп людских интересов.

Социальные нормы необходимы для поддержания мирного сотрудничества людей. Ограничивая непомерные притязания каждого отдельного человека, они дают возможность установить общественный порядок, защитить слабого от притеснений сильного и приучить людей к обдуманному, выдержанному поведению; повинуясь этим правилам, люди постепенно привыкают не попирать чужих интересов, считаться с правами ближних и согласовать свое поведение с основными задачами человеческого общежития, Эти правила приучают человека обуздывать свои страсти и влечения и воспитывают в нем умение жить с людьми в согласии. Именно поэтому люди давно уже признали в них могучее средство для усовершенствования личного характера и общественного строя; сознательная и устойчивая привычка подчиняться этим правилам считается не без оснований признаком духовной зрелости.

В современной теории государства и права все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:

  • обычаи;
  • традиции;
  • деловые обыкновения;
  • религиозные нормы;
  • нормы общественных объединений (корпоративные);
  • моральные нормы;
  • правовые нормы.

Для того чтобы понять различие между этими видами норм, необходимо иметь в виду следующее. Каждая норма предполагает, во-первых, что некоторое разумное существо установило известное предписание. Норма, которая никем не была установлена, невозможна и нелепа. Всякая норма есть правило, сформулированное в словах, в виде логического суждения и грамматического предложения. Поэтому норма всегда существует в виде высказанной мысли. Норма есть обязательное правило, придуманное разумным существом и выраженное в словах. Понятно, далее, что всякая норма устанавливается в известной последовательности: придумать норму может один человек, придать ей окончательную формулу – другой, а сделать ее обязательным правилом не может иногда ни первый, ни второй, а только третий. Таким образом, для всякой нормы характерна та последовательность или тот порядок, в котором она устанавливается.

Кроме того, норма предписывает что-нибудь каким-то определенным людям, Норма, которая предписывала бы определенное поведение «никому», нелепа и невозможна. Далее, в каждой норме предписывается известный порядок человеческих отношений как верный и должный. Наконец, применительно к каждой норме допустим вопрос о том, имеет ли она санкцию и в чем состоит эта санкция. Санкцией называется то предстоящее последствие, которое постигает нарушителя нормы.

Каждый вид норм должен быть отличен от других видов с пяти точек зрения: кто предписывает? В каком порядке устанавливается предписание? Кому предписывается? Что предписывается (т. е. какой порядок)? И какова санкция нормы?

Рассмотрим с этих позиций основные группы социальных норм. Исторически первой группой социальных норм являются обычаи.

Обычаи – такие правила поведения, которые сложились на протяжении жизни многих поколений и вошли в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обряды, ритуалы. Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности.

Традиции близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание необязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы – стремление людей следовать общепринятому поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.

Деловые обыкновения складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности.

В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.

Религиозные нормы – правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета – не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

В древности и в Средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги – Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы Советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.

Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют.

Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

Разумеется, религиозные нормы разные у народов, проповедующих христианство, ислам или буддизм.

В странах, где церковь четко отделена от государства, где существуют светские, демократические традиции общественной и личной жизни, соблюдение или несоблюдение религиозных норм – сугубо индивидуальное дел каждого, тогда как в ряде государств исламского вероисповедания, где последнее является государственной религией и соблюдение его обеспечивается с помощью государственного принуждения, нарушение этих норм может иметь тяжелые последствия для нарушителя. Особенно если суд принимает решение на основе шариата.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т. д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.

Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.

Моральные нормы фиксируют представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости. Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и в первую очередь экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.

В установлении нравственных правил человек руководствуется своей совестью. Эти правила основываются на самостоятельном и свободном убеждении, которое каждый из нас должен выносить, обдумать и сформулировать сам. Даже внешним авторитетом норма морали не может быть установлена, потому что единственным авторитетом здесь является голос совести, живущий в глубине каждой души.

Понятно, что норма морали связывает только того человека, который ее признал; она предполагает добровольное согласие и признание, и если кто-нибудь соблюдает ее по чужому приказанию, из покорности или страха, то она теряет свой моральный характер.

Мораль предполагает ценностную оценку не только других людей, но и себя, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его:

  • совесть;
  • порядочность;
  • честность;
  • осознание собственного долга.

Особую группу социальных норм составляет право. В юридической науке до сих пор нет единой точки зрения на существо, происхождение и основы права. Однако большинство специалистов определяют в настоящее время право как совокупность правил поведения установленных государством и обеспеченных его принудительной силой. Возникновение норм права связано с процессами, корни которых уходят в первобытное общество.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)