Понятие и типы партийных систем

Под партийной системой обычно понимают конфигурацию политического пространства, составленного из независимых элементов (партий) и определяемого их количеством, параметрами (численность избирателей, тип структуры и др.) и коалиционными возможностями.

Я.Э.Лэйн и С.Эрсон, исходя из того, что партийные системы состоят из отдельных элементов и взаимосвязей между ними, представляющих нечто большее, чем их сумма, определяют ее как «совокупность политических партий, действующих в стране на основе определенной организационной модели, которую характеризуют свойства партийной системы». Однако вопрос о свойствах, концептуально важных для теории партийных систем вызывает дискуссию среди исследователей.

Так, А.Лейпхарт выделил такие свойства партийной системы как:

  • минимальные, выигрышные коалиции;
  • продолжительность существования правительства;
  • эффективное число партий;
  • количество проблемных измерений:
  • непропорциональность результатов выборов. Другие ученые добавили к этим характеристикам;
  • уровень межпартийной конкуренции;
  • степень устойчивости избирательных предпочтений и др.

Как правило, при классификации партийных систем, во внимание принимаются следующие критерии:

  • число эффективных партий;
  • наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;
  • уровень соревновательности между партиями.

Большинство из предлагаемых в научной литературе типологий партийных систем носит количественный характер, их главным критерием является количество партий.

Таковы типологии Дж. Сартори, который в работе «Партии и партийные системы» выделяет 7 типов партийных систем, руководствуясь критериям движения от властного монизма к все большему политическому плюрализму, и учитывая при этом только крупные партии, обладающие либо «потенциалом для коалиции», либо «потенциалом для шантажа»:

  1. «Однопартийные» системы (СССР, Куба), где фактически партия «срастается с государством .
  2. Системы «партии-гегемона» (Китай) наряду с правящей партией, существуют партии-сателлиты, признающие «руководящую роль правящей партии» и реально не влияющие на процессы принятия решений.
  3. Системы с доминирующей партией (Мексика, Япония до 1993г.) где долгие годы, несмотря на наличие основных демократических процедур и множества партий, одна партия регулярно побеждает на выборах и доминирует во властных структурах.
  4. Системы «простого плюрализма» (двухпартийная система США, Великобритания) где две основных партии сменяют друг друга у власти, лишая каких-либо шансов на победу «третью силу».
  5. Системы «умеренного плюрализма» нормальное количество партий три или четыре» (Бельгия, ФРГ, Швеция и др.);
  6. Системы «крайнего плюрализма» (более пяти партий это Италия, где до 1993 года в парламенте было представлено восемь партий, Финляндия) где затруднено формирование устойчивых партийных коалиций и возможна поляризация партийного спектра.
  7. Атомизированные системы (свыше 8 партий), где происходит распыление влияния и дисперсия ролей (Малайзия).

Для Дж.Сартори и двухпартийные, и умеренно многопартийные системы центростремительны, тогда как крайне многопартийные центробежны. Если в политической системе преобладают центростремительные тенденции, то это означает, что проводимая политика является взвешенной, тогда как не отличающийся умеренностью или экстремистский политический курс отражает преобладание центробежных сил… приводит к политическому тупику и парализует деятельность правительства. Таким образом, по мнению многих западных и отечественных исследователей умеренная многопартийность является оптимальным условием для стабильного функционирования демократической политической системы.

В типологии американского социолога П. Ордешука вводится иной критерий наличие (или отсутствие) одной, двух и более доминирующих на политическом пространстве партий (так называемых.

«Партий большинства», в результате речь также идет о трех типах партийных систем:

  • двуполюсная система (США, Великобритания);
  • однополюсная система (Япония, Мексика);
  • многополюсная система (Нидерланды, Бельгия и др.). Возможна и более подробная градация по этим критериям.

В сравнительном плане, как правило, партийные системы исследуют по пяти главным измерениям, предложенным Ж.-Э. Лейном и С. Эрсоном для европейских партий:

  1. Дробность, т. е. колебания в численности и силе единиц, составляющих партийные системы.
  2. Функциональная ориентация, т. е. различия между традиционными классовыми партиями и партиями конфессиональными, этническими, региональными.
  3. Поляризация, т. е. колебания в идеологических предпочтениях между партиями по «лево-правой» шкале.
  4. Радикальная ориентация, т. е. различия в степени влияния крайне левых и правых партий.
  5. Изменчивость, т. е. различия в суммарной мобильности между партиями. Анализ изменений данных характеристик — основная проблема в изучении партийных систем.

Партийная система есть результат воздействия множества факторов: институциональных, исторических, социокультурных, этнических, религиозных и т.д.

В свое время М. Дюверже предложил разделить все факторы, воздействующие на формироваине и развитие партийной системы на два вида специфические и общие:

  • специфические для каждой страны факторы это национальные традиции и история, экономическая и социальная структура, тип политической системы, наличие устойчивых расколов в обществе, конфессиональные предпочтения населения, этнический состав и др.;
  • общие факторы включают в себя избирательный режим, оказывающий воздействие на поведение избирателей, количество партий, их численность, специфику формирования партийных коалиций, размеры представительства в парламенте и т.д.

Не случайно, поэтому наиболее разработанной теорией, рассматривающей партийные системы, является теории избирательных систем. В современном мире институту выборов как механизму формирования органов власти и управления с помощью выражения политической воли граждан придается особое значение, что связано с распространением представлений о необходимости формирования органов государственной власти с учетом мнений и представлений граждан.

В этом плане выборы стали достаточно эффективным способ легитимизации политической власти. Достаточно сложно в современном мире найти государство (исключения составляют лишь некоторые страны Востока) с республиканской формой правления, которое бы осуществляло политический процесс без выборов и открыто признавало себя деспотическим или тоталитарным.

В современном мире оценка уровня развития демократии осуществляется целыми институтами (напр. Freedom House, OBSE), которые уже используют другие критерии, но, тем не менее, внимание к выборам, процедуре их проведения и результатам остается достаточно высоким, поскольку конфигурация политической системы, расстановка политических сил и направление развития политических процессов очень часто определяется результатами выборов.

Итак, именно избирательная система с институциональной точки зрения определяет процесс избрания лиц на государственные посты, посредством введения правил, механизмов и процедур, на основании которых осуществляется подсчет голосов. Упрощая, можно сказать, что избирательная система это способ конвертации голосов избирателей в места в выборных структурах власти.

По сравнению с другими элементами политической системы, электоральными правилами легче всего манипулировать в политических целях. Имеется в виду не то, что избирательную систему легко изменить, а то, что остальные элементы системы изменить еще сложнее».

Процесс конструирования избирательной системы во многом обусловлен стремления политической элиты максимизировать отдачу от пребывания у власти и сделать это пребывание наиболее длительным. Данный вывод является резонным не только для стран т.н. «новой демократической волны», но и классической демократии, хотя и в меньшей степени, поскольку институциональные границы политического процесса в этих странах уже дано устоялись, что не позволяет политической элите делать достаточно резкие шаги в сторону их преобразования с целью увеличения личной или корпоративной политической выгоды.

В этом плане, процесс формирования избирательной системы России как нельзя лучше демонстрирует ту борьбу интересов, которая возникает при утверждении электоральной формулы, так как, в конечном счете, от этого зависит характер взаимодействия между ветвями власти и развитие страны в целом.

В рамках данной темы нет возможности подробно изложить все аспекты взаимосвязей между партийной и избирательной системами. Они достаточно подробно изложены в научной и учебной литературе. Отметим только, что обычно три основных типа избирательных систем, которые могут быть подразделены на виды: плюральная, мажоритарная, пропорциональная, а также четвертая – смешенная. Пропорциональная система наиболее часто применяется на выборах в парламент. Мажоритарная – на выборах президента страны.

Плюральная система означает, что победу на выборах одерживает кандидат, получивший относительное большинство голосов. Иногда эту систему не выделяют в качестве особой, и относят к мажоритарным в один тур.

Мажоритарная система означает, что победы на выборах одерживает кандидат, набравший более 50% голосов избирателей. Система имеет два вида: голосование в два тура и голосование с альтернативным голосом. Голосование в два тура обычно осуществляется в одномандатных округах, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре необходимого большинства голосов. Тогда проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, получившие относительное большинство голосов в первом туре.

Система голосования с альтернативным голосом предполагает право избирателя фиксировать порядок своего предпочтения между всеми выставленными кандидатами в одномандатных избирательных округах. Она редко используется. Сегодня она применяется, например, в Австралии для выборов членов палаты представителей.

Пропорциональная система означает пропорциональное распределение мест в парламенте в соответствии с распределением голосов, полученых на выборах в многомандатных округах. В зависимости от правил распределения мест она делится на два вида: распределение мест по наибольшему остатку и по наивысшему среднему.

В середине прошлого столетия в 1945 г. М. Дюверже касались взаимодействия электоральных и партийных систем сформулировал так называемые «законы Дюверже».

В издании его книги «Конституционное право и политические институты» 1955 г. эти законы звучат следующим образом:

  1. Пропорциональное представительство склонно вести к формированию многих независимых партий.
  2. Мажоритарная система в два тура склонна вести к формированию многих партий, которые связаны друг с другом.
  3. Правило плюральности склонно производить двухпартийную систему».

Сформулированные как социологические законы, они сразу же вызвали бурную полемику среди политологов и социологов. Позже Дюверже отмечал, что полемика часто основывалась на не совсем верной интерпретации явились результатом его собственных приблизительных и неточных формулировок, но не отрицал значимости постановки вопроса о подобной связи.

Еще в 1960 г. он писал: «Взаимосвязь между электоральными правилами и партийными системами не является механической и автоматической:

  • особый электоральный режим не необходимо производит особую партийную систему;
  • он просто усиливает давление в направлении к этой системе;
  • он есть сила, которая действует среди различных других сил, часть из которых ведут в противоположном направлении».

Тем не менее, законы Дюверже были среди тех немногих обобщений в рамках сравнительной политических исследований, которые претендовали на статус социологически точных обобщений и которые могли бы быть эмпирически подтверждаемыми.

Действию законов Дюверже уделил Уильям Райкер. Описывая действие закона связи плюральной системы выборов с наличием двух партий, он подчеркивал, что этот вывод базируется на теории рационального поведения и данных XIX в. Теория рационального выбора здесь включается предпосылкой рационального поведения индивида, когда он выбирает кандидата с наивысшей ожидаемой ценностью (стоимостью).

В аспекте плюрального голосования это означает, что индивидуальный выбор не берет в расчет третью партию и, таким образом, стабилизирует двухпартийную систему. Он предложил следующую версию закона: Правила плюральных выборов вызывают и устанавливают двухпартийную конкуренцию, за исключением стран, где третьи партии на национальном уровне являются длительное время одной из двух партий на местном уровне, и стран, где одна партия среди некоторых, почти всегда является победителем на выборах в смысле парадокса Кондорсе».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)