Понятие и особенности коррупции

Вопрос о современной коррупции возник вскоре после прихода к власти Б.Н. Ельцина. Уже в 1992 г. был издан его указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».

Но из-за отсутствия механизмов реализации этот указ оказался одним из самых игнорируемых за всю историю российского президентства. Его нормы о необходимости должностным лицам представлять декларации о доходах и имуществе начали реализовываться только через пять лет после выхода дополнительного указа в 1997 г.

А норма, запрещающая политическим руководителям и государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью, не выполнялась вплоть до ухода Ельцина с президентского поста.

Что такое коррупция? Некоторые авторы считают, что у нее, как у всякого сложного явления, во-первых, не существует единственного канонического определения, а во-вторых, она относится преимущественно к государственному управлению.

В ней всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на службе у государства,— политический руководитель или государственный служащий.

В связи с этим коррупции дается следующее определение: «Государственная коррупция существует постольку, поскольку существует возможность чиновника распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений».

К сожалению, данное определение, во-первых, страдает некоторой абстрактностью и применимо, вероятно, лишь к прошлым условиям, а во-вторых, в нем не подчеркивается главное в коррупции, а именно, присвоение коррупционером (политическим руководителем или государственным служащим) в той или иной форме государственных и иных средств.

Нередко подобные действия касаются перераспределения государственной собственности, движения капиталов, налоговых и таможенных льгот, лицензирования, инвестирования и пр. Они отвечают интересам только узкого круга лиц, зачастую связанных с криминалитетом.

Но в любом случае коррупция начинается тогда, когда государственные и иные ресурсы начинают перетекать в собственность каких-либо официальных лиц.

Интересно
Следовательно, коррупция (лат. corruptio — подкуп, продажность должностных лиц) — это преступная деятельность в органах государственной власти, выражающаяся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения.

Она существует постольку, поскольку есть возможность политика или чиновника распоряжаться не принадлежащими им ресурсами с целью их присвоения путем принятия или непринятия тех или иных решений.

В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, сбор налогов, назначение на ответственные посты и др.

Коррупция начинается тогда, когда социальные цели государственного управления подменяются стяжательскими, алчными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях.

В юридической практике эти действия обычно квалифицируют как злоупотребление служебным положением. И редко добавляется, что оно происходит в корыстных целях. Причем должностное лицо, как правило, вовлекает в свою противоправную деятельность и других работников. Коррупция носит по большей части коллективный характер.

Наиболее ощутимые удары коррупция наносит по экономической безопасности страны. В результате продажности политиков и чиновников, недобросовестного исполнения ими служебных обязанностей теневая экономика (криминальная и полулегальная) в ельцинское время давала почти 40% всего ВВП.

В сферу ее деятельности было вовлечено на постоянной основе более 9 млн россиян. Одновременно с этим коррупция вызвала мощный рост организованной преступности.

По оценкам МВД России, организованная преступность в это время контролировала до 40% частных предприятий, до 60% государственных предприятий, от 50 до 85% банков. С этого времени практически ни один сектор экономики не был защищен от ее воздействия.

Именно коррупция, пронизавшая все этажи российской власти, стала одним из главных препятствий в борьбе с организованной преступностью.

Наиболее опасными формами проявления коррупции являются должностные преступления, в первую очередь взяточничество. В целом по России их было выявлено ежегодно в среднем по 15-20 тыс.

В то же время, по утверждению специалистов-криминологов, значительное число фактов взяточничества (до 90 %) оставалось нераскрытым. Исходя из этого, можно говорить о деловой (профессиональной) ненадежности нынешних «представителей нанимателя» и государственных служащих.

Неслучайно, по данным социологических исследований, почти 80% отечественных и зарубежных предпринимателей, бизнесменов заявляют о том, что они вынуждены были передавать взятки российским должностным лицам при решении коммерческих, финансовых и иных деловых вопросов.

Вымогательство, подкуп, мздоимство вызвали не только кризис в стране, но и кризис государственной власти, которая в силу этих и других причин оказалась неспособной эффективно управлять экономикой, социальной сферой, вооруженными силами, защищать людей.

Авторы, пишущие о коррупции, считают полезным различать три вида коррупции: верхушечную, низовую и вертикальную коррупции. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую стоимостную цену.

Она связана с лоббированием законов, участием в распределении госзаказов, изменением форм собственности и т.п. Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, выдача справок и пр.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. В этом случае чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает его коррупционные действия.

Это уже вертикальная коррупция, которая выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Власть в конце XX в. стала опасной для общества, она имманентно разлагала его. Поэтому возникла необходимость принятия неотложных мер по предотвращению коррупционного коллапса. В силу каких причин власть противопоставила себя народу и обществу? Что послужило основой для небывалого расцвета коррупции?

Начав крупномасштабную ломку общественных отношений и смену форм собственности через принудительную приватизацию, Б.Н. Ельцин не обеспечил надежную правовую основу и не позаботился о чистоте, законопослушании должностных лиц, государственных органов, призванных стать механизмом осуществления намеченных изменений.

Во властные структуры хлынул поток людей нечистоплотных, случайных, нередко с криминальным прошлым и настоящим. Около него, а значит, и в высших эшелонах власти оказались привлеченные затем к уголовной ответственности за взяточничество и другие должностные преступления многие руководители федеральных органов государственной власти.

Интересно
Резкий подъем коррупционной деятельности приходится именно на последнее десятилетие XX в. Только за период 1995—1996 гг. в центральной и региональной российской прессе было опубликовано свыше 3 тыс. материалов, посвященных коррупции, по телевидению показано свыше 150 сюжетов на эту тему.

Более 60% респондентов отнесли коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России; свыше 70% согласны с утверждением о том, что наша страна может быть отнесена к числу коррумпированных государств.

Масштабы, специфика и динамика коррупции — следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны.

Она всегда увеличивается, когда страна находится в переходном периоде, или, как сейчас говорят, в стадии модернизации.

Россия в 1990-е гг. XX в. и начала XXI в. переживала не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому неудивительно, что она следовала общим закономерностям развития, в том числе и негативным.

Сказывается ли специфика переходного периода на характере коррупции? Связь между переходными социально-экономическими условиями и коррупцией двусторонняя.

С одной стороны, возникающие переходные проблемы усугубляют коррупцию, а с другой — масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению.

Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая порождающие ее проблемы, и, во-вторых, их решение будет способствовать противодействию коррупции со всей решительностью и по всем направлениям.

По данным исследований фонда ИНДЕМ за период с 2000 по 2004 г., объем бытовой коррупции вырос в нашей стране на 10%, а валютный эквивалент вымогаемых у бизнеса взяток — в 8,5 раза. Коррупционное бремя не отечественную экономику увеличилось с 11 до 43% ВВП.

Вместе с тем Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, которую подписала еще в 1999 г. Правда, она ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией, подписанную в 2003 г. Российские эксперты уже подготовили пакет поправок в действующие законы, которые после ратификации обоих Конвенций будут вынесены на рассмотрение Государственной Думы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)