Понятие экономической формации

Приоритет в открытии экономической формации обществ принадлежит Марксу. Мы видим свою задачу в том, чтобы уточнить и развить понятие экономической формации, учитывая, что экономическая формация является идеальным понятием.

Экономическая формация рассматривается сейчас многими учеными и как метасистема обществ, и как эпоха в развитии человечества. В. Иноземцев считает, что человечество проходит три эпохи: доэкономическую, экономическую (азиатский, античный, феодальный, капиталистический, коммунистический способы производства), постэкономическую.

При этом экономическое общество составляет период в истории человечества, в котором деятельность людей побуждается их материальными интересами, основано на частной собственности, индивидуальном товарном обмене, эксплуатации человека человеком.

На наш взгляд, азиатский способ производства, ставший признаком политической формации, нельзя отнести к экономической формации, так как он основан на государственной собственности, редистрибуции, эксплуатации государством своих подданных. Экономическая формация является характеристикой европейских обществ.

Экономическая формация страны представляет собой систему экономических общин разного уровня и типа: региона, города, предприятия, деревни. Экономическая община основана на жизнедеятельности свободных индивидов, представляет собой их организованную кооперацию, включающую экономические (собственности) отношения.

Экономической общиной является древнегреческий город-полис, деревня, ремесленный цех, промышленное предприятие, современное учебное заведение и т.п.

В отличие от коммунальной (политической) общины экономическая община (в Греции, в Риме, при капитализме) была результатом существования индивидуальных крестьянских хозяйств.

А эти индивидуальные частные хозяйства в качестве причины своего возникновения имели, с одной стороны, предприимчивых людей, а с другой стороны, благоприятные географические условия для обеспеченной жизни. Обеспеченная жизнь становилась основой частной собственности и связанной с нею демократии.

Исходная сфера рыночной формации включала в себя многообразие демосоциальных благ (пищи, одежды, жилья и т.п.), находящееся в окружающем природном, товарном и денежном мире. Потребности людей в экономической сфере приобретают товарную и денежную форму. Деньги увеличивают потребности людей, позволяют их удовлетворять относительно бесконфликтно.

Они создают мир различных типов потребителей, конкурирующих и сосуществующих между собой. Деньги смягчают конфликт людей, обладающих одинаковыми потребностями в условиях ограниченности денег. Они формируют экономного (рационального) потребителя, считающего каждую копейку.

Деньги формируют свободных, энергичных, предприимчивых людей. Такие люди со своими потребностями, способностями, ментальностью, характерами становятся определяющими в “экономико-формационном доме”. Свобода, энергичность, предприимчивость, индивидуализм являются важнейшими ценностями демосоциальной сферы экономической формации.

Природное и социальное неравенство в потребностях, способностях, характере являлось источником демосоциальной, экономической, политической и духовной активности людей, их конкуренции между собой.

Происходит конкуренция за улучшение своего социального статуса, своего потребления, своего развития. В экономической формации эта борьба воспринимается как норма, а не как добро или зло. Она ограничивается дополнительными (надстроечными) сферами: традициями, религией, законами, государством.

Базис экономической формации общества образует частнособственническая экономика. Она представляла отношения между свободными предпринимателями, институтами, организациями по поводу производства, распределения, обмена и потребления частной собственности на средства производства и произведенные блага (материальные и духовные). Эти отношения определяют потребности, интересы, мотивы субъектов общественного производства.

Рыночная экономика включает в себя:

1) производительные силы общества и производственно-технические отношения между субъектами;

2) экономические силы, в которых господствующими являются отношения частной собственности на средства производства, а господствующей экономической общностью – класс частных собственников средств производства.

Производительные и экономические субъекты, участвующие в экономическом процессе, включают в себя частнособственническое моральное, правовое, политическое сознание.

Неточно утверждение, что “собственность нельзя рассматривать как самостоятельное отношение, независимое от исторически определенного способа производства”. Оно ставит собственность в зависимость от средств производства.

Сравнивая производственную сферу античных греков и их восточных собратьев, живших в условиях политической формации, Л.С. Васильев справедливо замечает, что она была одинаковой. Различие касалось только форм собственности, связанной с ней организации производства, моральных, правовых, политических качеств людей. Именно последнее и делало экономическую сферу античных греков более эффективной.

Становление класса частных собственников – это становление главного субъекта экономической формации. Маркс не случайно называл экономическую формацию по названию господствующего класса частных собственников. Этот экономический класс становится постепенно главным субъектом формационной структуры на политическом и идеологическом уровне через свое экономическое богатство.

Господство частной собственности означает господство рынка, свободу товарных отношений между людьми. В силу этого данная формация и называется рыночной: рынок товаров, услуг, рабочей силы, капиталов – это сущность рыночно-экономической формации.

Рыночные деньги (деньги в экономической формации) были вначале аграрными в аграрной цивилизации, а затем стали индустриальными (промышленными) в индустриальной формации.

Промышленные деньги играли роль:

1) носителя стоимости;

2) оценки качества товаров;

3) накопления капитала;

4) выбора стратегии развития и оценки рисков,

5) принуждения собственников средств производства и рабочей силы.

В результате частнособственнических (рыночных) отношений экономика экономического общества развивается динамично, на основе динамичного развития производительных сил. Ее развитие отличается ростом производительности труда и прибавочного продукта, увеличением разнообразия производимых товаров и расширением рынка их продажи, ростом социально-экономического неравенства.

Все это ведет к росту влияния экономического класса собственников средств производства: свободных общинников и рабовладельцев, феодалов и ремесленников, буржуа и среднего класса.

Вспомогательную сферу рыночной формации образуют демократические государство, церковь, мораль, которые вырастают на базе частнособственнических и рыночных отношений между людьми, под влиянием экономического базиса: класса собственников средств производства, рынка товаров и услуг, прибавочной стоимости, растущего богатства и т.п.

Эта надстройка обслуживает и функционально дополняет экономический базис общества поддержанием порядка, правовой регламентацией, идеологическим оправданием.

Элементы надстройки экономической формации носят демократический характер. Деятельность политической надстройки (политической элиты, законодательной, исполнительной, судебной властей) экономической формации находится в относительно четких границах правового поля (законов), все механизмы и процедуры принятия решений по важнейшим вопросам функционирования и совершенствования политической сферы регламентируются соответствующими нормативными актами.

При этом отдельные ветви и уровни власти оказываются под взаимным контролем закона. По оперативности принятия решений демократический механизм медленнее деспотического, но по конечной результативности выше его. Он позволяет проводить политическое, экономическое и иное реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая по мере возможности вполне естественных ошибок.

Рыночное государство существенно отлично от политического государства.

Оно включает в себя:

1) государственную власть (и право),

2) гражданское народонаселение,

3) территорию.

Экономика не входит в состав экономического государства в отличие от государства политического. Фундамент государства образуют граждане, выступающие в качестве суверена и контролера деятельности государственной власти.

В последней своей части экономическое государство переплетается со своей исходной демосоциальной сферой. Муниципальная организация государства представляет собой ассоциацию граждан, имеющих равные юридические, политические, военные права и обязанности.

Частная собственность на средства производства и произведенные блага существуют всегда в правовой форме. Без опоры на соответствующее право и власть частная собственность существовать не может. Именно концепция собственности и частного (римского) права отличает западные общества от российского, где нет ни института частной собственности, ни частного права, ни демократии.

Частная собственность – это форма власти на средства производства, цены, деньги и т.п. Если человек, группа людей и т.п. обладают собственностью, то они имеют право по своему усмотрению продать, обменять, передать ее по наследству.

В производстве материальных благ участвуют собственность, профессионализм, нравственность, право, государство, образующие структуру экономической формации. В зависимости от того, экономическая или политическая власть является главной в общественном производстве, выделяют рыночные, государственные и даже этические формации.

В обществах с рыночной формацией организация народа происходит снизу, добровольно, преимущественно ради экономической свободы.

В экономической формации возникает гражданское сообщество, представляющее совокупность экономических, политических и религиозных самодеятельных организаций и объединений активных граждан (профсоюзы, партии, клубы и т.п.), обладающих определенным политическим и правовым самосознанием, в которых обеспечена свобода слова, доступ к информации, право свободного выезда и въезда и т.п.

Гражданское общество приводит к дальнейшему освобождению индивида. Оно открывает дополнительные возможности для раскрытия энергии, инициативы, предприимчивости индивидов, что существенно сказалось на качестве демографической сферы общества.

Политическая, правовая, идеологическая надстройка, обслуживающая рыночную экономику общества (поддержание порядка, правовая регламентация собственников и граждан, идеологическое оправдание экономической сферы), начинает формироваться под влиянием экономического базиса.

В этом вопросе исторический материализм совершенно прав. Политическая, правовая, моральная сферы возникают как способы урегулирования возникших экономических и иных противоречий прежде всего в интересах экономически господствующих классов: общинников, рабовладельцев, феодалов, буржуа.

Изменения в экономическом базисе общества (размерах и формах частной собственности, эффективности общественного производства, его производительности и разнообразии производимых товаров) сказываются и на характере его надстройки. Это выражается в появлении новых политических режимов, форм права, моральных кодексов и т.п.

Приобретя относительную функциональную независимость от экономики, надстройка экономической формации сама формирует базисную и демосоциальную сферы экономической формации. Она оказывает серьезное обратное влияние на экономический базис данного общества, тормозя или ускоряя его развитие.

Так произошло в эпоху Реформации в Европе, которая создала новые религиозно-моральные мотивы труда, этику протестантизма, из которой вырос современный капитализм.

Формационная общность экономической формации включает в себя снизу вверх:

1) класс свободных работников (крестьян, пролетариев и т.п.);

2) класс частных собственников-предпринимателей (промышленных, транспортных, финансовых и т.п.), осуществляющих управление капиталистическим производством;

3) класс политических деятелей, юристов, чиновников, религиозных деятелей, освящающих и поддерживающих легитимность экономической формации.

Формационной общности экономической формации присущ материальный, экономический и религиозный (Вебер) мотивы жизнедеятельности. Главным мотивом жизнедеятельности представителей буржуазной общности является стремление к богатству, свободе, комфорту, которые рассматривались как высшие ценности буржуазного (экономического) общества.

Характерной чертой сознания экономического общества является рациональность, а ведущей формой общественного сознания среди других форм является научное (экономическое). Поэтому эта формация быстрее и эффективнее развивает демосоциальную сферу общества, что и показало соревнование капитализма (США) и социализма (СССР) в конце XX в.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)