Полномочия органов государственного управления и местного самоуправления РФ в сфере предотвращения социальных рисков и социальных конфликтов

Целевой функцией системы управления социальными рисками является уменьшение действия риск-факторов. Специфика государственного управления социальными рисками предполагает определение долгосрочной цели социального развития и её реализации, предоставление социальных гарантий населению из групп социального риска. Эта деятельность реализуется в процессе взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Законодательные органы вырабатывают общую стратегию социального развития нашей страны, принимают конкретные управленческие решения в области социальной защиты населения и определяют минимально необходимый уровень социальных гарантий с учетом возможностей государства.

Исполнительные органы власти занимаются поиском реальных возможностей для обеспечения законодательно утвержденных мероприятий в области социального развития.

Одним из ключевых принципов проводимой государством социальной политики является взаимная социальная ответственность субъектов социального управления. Этот принцип предполагает, что в организации деятельности по предотвращению социальных рисков и минимизации их последствий участвуют властные структуры, бизнес-структуры, организации гражданского общества.

В этой связи в контексте управления социальными рисками можно выделить социальную ответственность государства, работодателей, самих граждан, неправительственных (негосударственных) структур за принятие и реализацию управленческих решений с учетом влияния на их результаты возможных негативных факторов состояния внешней и внутренней среды и недопущения возникновения новых социальных рисков и перерастания их в социальные угрозы.

Интересно
Права, свободы и обязанности граждан определяются Конституцией РФ и регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти или другими компетентными органами. Следовательно, субъекты управления несут ответственность за принятие управленческих решений в соответствии с Конституцией РФ и российским законодательством.

В то же время государство, регулируя деятельность всей системы социального обеспечения, социальной защиты и социального страхования и контролируя деятельность данных институтов, берет на себя ответственность по возмещению последствий реализации определенных социальных рисков, обеспечивая страховое возмещение гражданам при угрозах получения материального и морального ущерба. Существующим законодательством отдельно регламентируется деятельность государственных внебюджетных фондов РФ.

Анализ текущей ситуации показывает, что в рыночной экономике государственные законы социального характера становятся в первую очередь основным инструментом контроля за соблюдением субъектами социально-экономических отношений социальных норм. В то же время в государственном управлении нередко теряется главное звено – общественный социальный контроль. В итоге появляется однонаправленная система управления социальными рисками, в которой объекту управления отводится второстепенная роль.

Органы государственной власти и местного самоуправления несут ответственность и за результаты реализации своих полномочий по управлению социальными рисками.

В системе государственного управления сформировалась достаточная система эффективных механизмов управления социальными рисками.

Их реализация зависит от реализации социальных обязательств государства перед населением, возможности взять на себя ответственность за стабильность положения большинства социальных групп общества и поддержку социально уязвимых слоев населения и готовности обеспечить финансирование социальных гарантий в сфере трудовых отношений, занятости, профессиональной подготовки, здравоохранения, культуры, создать социальный контроль на различных управленческих уровнях и т. п.

Вместе с тем в условиях перехода к рыночной экономике, развития институтов частной собственности сфера государственного социального обеспечения и ее возможности резко сократились. В этой связи актуальной является модернизация системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям функционирования рыночной экономики, формирования экономических, организационных и правовых механизмов страхования социальных рисков.

Очевидно, что для формирования эффективной системы государственного управления социальными рисками особое значение приобретают механизмы регулирующего воздействия на целевые объекты. Одним из таких механизмов является разработка, принятие и реализация управленческих решений особенно в условиях неопределенности и развития социальных рисков и кризисов.

Решения, принимаемые в социальной сфере в рамках реализуемой социальной политики, должны быть направлены в том числе и на предотвращение действия факторов риска и последствий кризиса. Так как они существенно влияют на всех граждан страны, их разработка должна носить обдуманный, научный характер. Принимаемое решение должно получить поддержку общественного мнения. Любое управленческое решение, принятое органами государственного управления и органами местного самоуправления должно быть обсуждено населением, общественными организациями, политическими партиям, средствами массовой информации, экспертами, другими институтами гражданского общества.

Интересно
Процесс разработки и принятия на государственном уровне решений в социальной сфере также имеет ряд отличий от решений, принимаемых в других сферах жизни общества. При разработке управленческих решений в социально-трудовой сфере (сфере образования, здравоохранения, труда и занятости, ЖКХ, социальной защиты и др.) следует учитывать не только уровень их разработки, но и социальные последствия наступления действия риск-факторов: ограничение жизнедеятельности, потерю возможности осуществлять самообслуживание, трудовую деятельность, обучение по различным социально-экономическим обстоятельствам, при полной или частичной утрате своего потенциала.

В настоящее время, к сожалению, при разработке и принятии решений в социальной сфере наблюдается низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике.

Реализация полномочий органов государственного управления и местного самоуправления в сфере социального управления рисками во многом определяется и тем, как организуется работа её основных управленческих контуров: административно-организационного, нормативно-правового, социально-экономического.

Указанные контуры обеспечивают координацию и взаимосвязь основных системных компонентов: структуры управления, бюджетирования (финансового обеспечения направлений деятельности), стандартов и нормативов, требований обеспечения качества и технологий предоставления социальных услуг. Используемый системный подход позволяет рассмотреть их в комплексе и взаимосвязанности с интересами и потребностями объектов государственного управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)