Полицейские органы

В начале XIX века в условиях общего кризиса феодализма  в стране нарастает социальная напряженность, обостряются внутренние противоречия. В этой ситуации царское правительство встало на путь лавирования.

Особенно характерна такая политика для Александра I. По его поручению М.М. Сперанский разработал проект государственных преобразований на началах либеральных реформ, весьма ограниченных и непоследовательных.

Но эти начинания не нашли поддержки в дворянских кругах. Централизация государственной власти продолжалась. В 1802 г. вместо коллегий образуются министерства, возглавляемые единоначальниками — министрами.

Принципы организации и деятельности министерств определялись «Общим учреждением министерств», утвержденным императором в 1811 г.

Министерства были созданы как строго централизованные бюрократические учреждения. Министры назначались непосредственно императором и сосредотачивали в своих руках огромную власть.

Все чины министерства назначались и увольнялись министром. За свои действия министры отвечали только перед императором. По должности министры  являлись членами Кабинета министров, который относился к органам верховного управления.

Одним из первых было учреждено Министерство внутренних дел, призванное в первую очередь «печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи».

Оно стало тем ведомством, в составе которого в конечном итоге был сосредоточен весь полицейский аппарат страны. Надо сказать, что Министерство внутренних дел было создано как многоотраслевой орган, выполнявший разнородные функции.

Наряду с охраной общественного порядка и спокойствия в стране Министерство ведало некоторыми хозяйственными делами, выполняло функции в социальной области, в области почты и телеграфа, занималось сословными органами дворянства и городских сословий.

Многоотраслевой характер этого ведомства позволяет говорить о том, что оно охватывало своей деятельностью «внутренние дела» в широком смысле слова, обеспечивало прочность и незыблемость всего внутреннего устройства Российского государства.

Выполнение Министерством внутренних дел столь разнородных функций послужило основанием для М.М. Сперанского выделить из него 17 августа 1810 г. Министерство полиции.

Оно административно ведало полицейскими учреждениями и некоторыми наиболее важными административно‐хозяйственными делами.

В составе Министерства полиции было три департамента:

  • департамент полиции исполнительной — орган, который ведал полицейским аппаратом, тюрьмами, рекрутским набором;
  • департамент полиции хозяйственный, ведавший продовольственными делами и приказами общественного призрения;
  • департамент полиции медицинской, в компетенцию которого входили подбор врачебных кадров, заготовка медикаментов и снабжение ими медицинских учреждений.

Четвертым структурным подразделением Министерства полиции была Особенная канцелярия, осуществлявшая функции полицейского сыска.

Министерство полиции не прижилось в России. В 1819 г. оно было упразднено, а основная часть его аппарата включена в Министерство внутренних дел.

Наряду с мерами по усилению централизации государственного механизма ликвидируются некоторые ставшие одиозными органы (например Тайная экспедиция Сената). Однако это не оказало заметного влияния на существовавший государственный механизм, остававшийся бюрократически централизованным, в котором важная роль принадлежала карательным органам.

Подавление восстания дворянских революционеров против самодержавия и крепостничества 14 декабря 1825 г. в Петербурге привело к тому, что Николай I создал усиленный аппарат политической полиции.

Существовавшие короткое время в период царствования Александра 1 временные органы — Комитет высшей полиции (1805), Секретный комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия (1807) и Особенная канцелярия (1810) — были заменены постояннодействующим аппаратом политической полиции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)