Колонии-поселения

В 1985 г. расширяется практика помещения лиц, осужденных к лишению свободы, в колонии‐поселения. В частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1985 г. предусматривал возможность помещения в данные ИТУ лиц, осужденных впервые за нетяжкие умышленные преступления.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 сентября 1985 г. устанавливалось, что осужденные за менее опасные умышленные преступления и осужденные, переведенные из охраняемых колоний, содержатся в разных колониях‐ поселениях.

Позднее произошло углубление требований раздельного содержания применительно к особо опасным рецидивистам.

Осужденные иностранцы (иностранные граждане) и лица без гражданства должны были содержаться отдельно от осужденных граждан СССР, раздельно также содержались:

  • несовершеннолетние, осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также систематически либо злостно нарушающие режим в местах лишения свободы, — от других осужденных в ВТК усиленного режима;
  • женщины, осужденные к лишению свободы впервые, — от женщин, ранее отбывавших лишение свободы, за исключением содержащихся в исправительно‐ трудовых колониях, при которых имелись дома ребенка.

На практике отдельно от других осужденных отбывали наказание также осужденные к лишению свободы бывшие работники правоохранительных органов.

Реализация принципов раздельного содержания осужденных в совокупности с режимными требованиями привела к тому, что к концу 80‐х годов в уголовно‐ исполнительной системе России существовало около пятидесяти видов учреждений, исполняющих наказания.

Ни одна автономная республика, край или область не располагали всеми необходимыми учреждениями.

Некоторых из них (например, для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных, которым смертная казнь была заменена лишением свободы в порядке помилования или амнистии) вообще насчитывались единицы.

Это обстоятельство, несомненно, повлияло на законодательное определение места отбывания лишения свободы с точки зрения территориального деления страны.

В целях улучшения деятельности учреждений, исполняющих наказания, 29 апреля 1988 г. МВД СССР издал приказ “О совершенствовании структуры аппаратов МВД, ГУВД, УВД по управлению учреждениями и органами, исполняющими наказания”, которым управления (отделы) ИТУ МВД, ГУВД, УВД были переименованы в управления (отделы) по исправительным делам и утверждена их структура.

14 июля 1988 г. было утверждено Положение о Главном (Объединенном) управлении по исправительным делам (ГУИД) МВД СССР. Его задачи определялись следующим образом: организационно‐методическое руководство деятельностью ИТУ, лечебно‐трудовых, лечебно‐ воспитательных профилакториев, следственных изоляторов, инспекций исправительных работ, спецкомендатур.

Одновременно шла разработка нового уголовно‐ исполнительного законодательства. В августе 1988 г. была подготовлена “Доктринальная модель Основ уголовно‐ исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик”.

В июле 1990 г. коллегия МВД СССР одобрила концепцию реформы уголовно‐исполнительной системы, предполагавшей разграничение компетенции союзных (федеральных) и республиканских органов управления исполнительной системой, децентрализацию руководства исполнением наказаний,  разделение  функций ведомственного и территориального управления.

Разработанный тогда же проект Основ уголовно‐ исполнительного законодательства отражал процессы гуманизации и демократизации, протекавшие в общественной жизни, закреплял необходимость приведения уголовно‐исполнительного законодательства в соответствие с соответствующими международными актами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)