Политические предпосылки образования Европейского Союза

Экономические предпосылки – главная, но не единственная причина процесса политической централизации в рамках ЕС. Причины этого явления лежат также в особенностях самой политической системы Европы, в том числе в сфере геополитики.

В отличие от хозяйственных политические предпосылки интеграционного процесса сформировались еще в Средневековье. В зависимости от территориальной сферы действия их можно подразделить на две группы: внутренние и внешние, хотя термины в данном случае являются чисто условными.

Внутренние политические предпосылки характеризуют особенности взаимоотношений европейских стран друг с другом, внешние – определяют положение Европы, прежде всего западной ее части, к другим (неевропейским) странам и регионам планеты. И те и другие можно легко увидеть, окинув взором политическую карту Европы и мира в целом. Первое, что бросается в глаза – наличие на относительно небольшой территории значительного числа государств, каждое со своими границами, законодательством, армией, полицией и т.д.

Сосуществование на узкой площади множества стран создает благоприятную почву для территориальных конфликтов между ними, в том числе военных, которые на протяжении предшествующих веков (особенно, XX в.) унесли жизни миллионов европейцев, не говоря уже об ущербе хозяйству, культуре, благосостоянию и психике людей.

Мирные договоры, пакты о ненападении или о “вечном мире”, заключавшиеся между отдельными странами, неоднократно в прошлом нарушались, и нет стопроцентной гарантии, что они будут строго соблюдаться в будущем.

Не лучше ли в таком случае попытаться уничтожить саму почву для войн и конфликтов, лежащую в политическом устройстве Европы? А именно, преобразовать Европу национальных государств, враждующих друг с другом, в целостное политическое образование с едиными органами власти, которые будут обеспечивать мир и безопасность на континенте.

Впервые подобную мысль наиболее четко выразил великий немецкий философ XVIII в. Иммануил Кант, писавший не только о европейской, но и о всемирной федерации как способе установления “всеобщего мира”.

Интересно
Уже в XX столетии данная идея получает конкретное выражение в проекте образования Соединенных Штатов Европы по образу и подобию США. Эта инициатива, впервые выдвинутая еще в середине XIX в. и популяризированная великим французским писателем и общественным деятелем В. Гюго, приобрела особенно широкую известность в годы Первой мировой войны как способ разрубить “гордиев узел” противоречий империалистических держав: вместо победы одной группы из них (Антанта либо Тройственный союз) предлагалось добиться мира, превратив эти страны в нечто подобное штатам Северной Америки.

Идея Соединенных Штатов Европы (СШЕ), хотя и не реализовалась в тот период, остается в умах европейских политиков и в последующие десятилетия вплоть до сегодняшнего дня. В частности, вскоре после окончания Второй мировой войны с предложением учредить СШЕ выступил У. Черчилль. В своей речи, произнесенной в университете г. Цюриха 19 сентября 1946 г., британский политик (в тот момент – лидер оппозиции) призвал “преобразовать европейскую семью… и обеспечить ее структурой, которая даст возможность жить и развиваться в мирных условиях, в условиях безопасности и свободы. Мы должны создать Соединенные Штаты Европы”. При этом в качестве “друзей и гарантий новой Европы”, по мнению автора, должны были выступить три крупнейшие на тот момент державы планеты: США, Британская империя и СССР.

Политическое единство как средство добиться мира в Европе – одна из главных идей “плана Шумана”, с которого началось строительство Европейского Союза. В 1955 г. автор этой инициативы, главный архитектор Европейских сообществ – Жан Монне – учредил специальную организацию – Комитет борьбы за Соединенные Штаты Европы. Членами данного комитета, работавшего до 1975 г., являлись многие ведущие европейские политики и государственные деятели: канцлеры ФРГ В. Брандт и Г. Шмидт, президент Франции В. Жискар д’Эстен и др.

Вплоть до начала 2001 г. лозунг Соединенных Штатов Европы закреплялся в программных документах Европейской народной партии, которая с 1999 г. располагает крупнейшей фракцией в Европейском парламенте. Позднее он был заменен термином “Федеративный Европейский Союз”, что по сути одно и то же.

В 2006 г. с новым призывом к образованию Соединенных Штатов Европы выступил премьер-министр Бельгии Г. Верховстадт, опубликовавший специальную книгу под таким названием[2]. “Если Европа желает в дальнейшем играть роль на мировой арене, – отмечалось в этой работе, – то ей нужно будет еще более интегрироваться. Только могущественные “Соединенные Штаты Европы” окажутся способными принять эти вызовы и ответить на ожидания наших сограждан”.

Необходимость прекратить раздоры между государствами не единственный фактор политического порядка, который подталкивает пароды Европы к объединению и созданию общих органов управления. На всем протяжении европейской истории большую роль играли также внешние факторы, а именно объединение перед лицом возможного агрессора, общего противника.

В средние века и первый период Нового времени таковым считалась Османская империя. Не случайно один из первых проектов в рамках “европейской идеи” – так называемый Большой проект герцога Сюлли 1639 г. – предлагал создать федерацию европейских государств именно с целью совместной борьбы с этой державой.

В последующее время, особенно после Октябрьской революции, в глазах многих идеологов интеграции целью будущего Европейского Союза виделось объединение сил против возможной агрессии со стороны нашей страны: Российской империи, а затем СССР. “Каждый европеец должен осознавать опасность России”, – утверждал в 1924 г. один из наиболее влиятельных сторонников этой позиции, основатель и лидер Панъевропейского союза граф Куденхов-Калерги.

На современном этапе роль главных конкурентов Объединенной Европы переходит к другим крупным державам – Соединенным Штатам Америки, а в последние годы и Китаю. Усиление Европейского Союза равносильно укреплению самостоятельности и независимости Европы по отношению к этим странам, обеспечению ее более весомой роли на глобальной арене. Этой цели европейским странам трудно было бы достичь, действуя поодиночке.

В сфере экономической политики результаты уже налицо: создание единого экономического пространства позволило ЕС на равных вести “торговые войны” с США и Японией с 1970-х гг., а единая валюта ЕС – евро – имеет потенциал, способный ослабить господство доллара в международных валютных отношениях.

Собственно, в военной сфере главным шагом в данном направлении служит создание в начале XXI в. сил быстрого реагирования ЕС. В связи с этим один из высших чинов французской армии заметил по отношению к США: “Они могущественны. Мы признаем, что существуют вещи, без которых сегодня невозможно обойтись. Позднее мы будем способны действовать самостоятельно. Европа – огромная экономическая власть, но пока что она не имеет действенной военной власти”.

Сегодня оборонный компонент становится все более важным элементом европейской интеграции, хотя его весьма старательно стремятся не выделять.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)