Планирование работы прокуратуры

Планирование является одним из организационных начал обеспечения деятельности прокуратуры по реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Состояние планирования отражает не только уровень организации работы, но и целенаправленность принимаемых мер по укреплению правопорядка.

Планированием достигается концентрация сил и средств на приоритетных направлениях прокурорского надзора.

Планирование – это решение вопросов о последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся штатных, ресурсных и иных возможностей в целях достижения желаемого результата.

План вносит в работу четкость, делает ее организованной, целеустремленной и облегчает осуществление контроля. Важно, чтобы прокурор и его подчиненные четко представляли, чего они хотят добиться.

Если рассматривать цель как достижение желаемого результата, то в деятельности прокуратуры можно выделить главные, функциональные и вспомогательные цели. Главная цель – стремление получить определенный результат в состоянии законности на поднадзорной территории или объекте; функциональная – достичь определенного уровня правоприменительной практики; а вспомогательная – создание необходимых условий для реализации указанных целей.

Таким образом, на первом этапе планирования определяются цели деятельности прокуратуры района (города); на следующем – формируются мероприятия, необходимые для достижения планируемых целей.

Схематически примерный план можно выразить так: цель – мероприятие – исполнители – срок – фактический результат.

Сформулированные в плане мероприятия должны базироваться на следующих принципах: экономичность, стабильность, конкретность и реальность.

Принцип стабильности означает, что в течение периода, на который рассчитан план, в него без особой нужды не вносятся изменения, которые обычно связаны с внеплановыми заданиями прокуратуры субъекта Федерации. Конкретность предполагает точное указание в плане предмета надзорных действий, объектов надзора, исполнителей и сроков выполнения. Недопустимы декларативные, общие формулировки.

В некоторых прокуратурах для планирования применяется «Постоянная схема направлений и объектов прокурорского надзора за исполнением законов», разработанная в Буйской межрайонной прокуратуре Костромской области.

Эта схема предусматривает:

  • постоянные направления надзора (например, исполнение законов органами местного самоуправления, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие );
  • постоянные объекты надзора (городская и районная администрации, отдел внутренних дел);
  • постоянные мероприятия по каждому направлению надзора (анализ, проверки, участие в заседаниях);
  • постоянные сроки, периодичность выполнения мероприятий;
  • постоянные, с учетом распределения обязанностей, исполнители.

Планируя постоянные мероприятия, нужно учитывать результаты анализа состояния законности, полученную информацию и сигналы о нарушениях, задания прокуратуры субъекта Федерации.

В составлении плана должны принимать участие все прокурорские работники. Проект плана, с учетом полученных заданий, вносится на рассмотрение оперативного совещания при прокуроре района (города). Обсуждение его позволит учесть опыт, знания и нагрузку каждого работника.

В практике районных (городских) прокуратур применяются три вида планов:

  • перспективные (годовые);
  • текущие (полугодовые, но могут разрабатываться квартальные и месячные);
  • краткосрочные (недельные, ежедневные).

Самостоятельным видом является план координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Планирование на длительные сроки в настоящее время не имеет особого распространения. В существующие долгосрочные (перспективные) планы включаются мероприятия, вытекающие из местной либо региональной программы по противодействию преступности и правонарушениям, это мероприятия, направленные на выявление и устранение обстоятельств, способствующих преступлениям, пресечение нарушений прав и охраняемых интересов граждан.

На долгосрочной основе, в соответствии с установками прокуратуры субъекта Федерации, могут планироваться мероприятия по усилению надзора за исполнением законов в той или иной сфере социально-экономической жизни и, безусловно, меры по устранению просчетов в организации собственной работы, выявленных комплексной проверкой.

К перспективным планам относятся планы координации совместных действий правоохранительных органов. Они включают мероприятия по совместному анализу состояния динамики и структуры преступности в районе (городе); подготовку для администрации и органов местного самоуправления материалов по вопросам предупреждения преступности; рассмотрение на координационном совещании состояния правоприменительной практики по борьбе с конкретными видами преступных проявлений; вопросы совершенствования профилактической работы (а также сроки и исполнители мероприятий).

Текущие планы дополняют и развивают перспективные планы. При их составлении следует предусматривать определенный резерв на случай выполнения срочных заданий, не предусмотренных планом и вызванных непредвиденными обстоятельствами.

В текущие планы включаются следующие мероприятия:

  • подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период, предшествующий планируемому;
  • проведение координационных и межведомственных совещаний;
  • проверки соблюдения законов в организациях и учреждениях, органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • изучение различной категории уголовных, гражданских и административных дел;
  • отчеты о работе следователей и помощников прокурора;
  • мероприятия по повышению деловой квалификации кадров.

Этот перечень примерный, главное, конкретные мероприятия должны быть продиктованы состоянием законности в районе (городе) и уровнем правоприменения.

Непременное условие – точное и своевременное выполнение плановых заданий во избежание неоправданной спешки, переноса мероприятий на следующий срок, поверхностных выводов.

Материалы проверок и других надзорных акций принято реализовать сразу по выполнении задания, в обозначенные сроки.

После выполнения плана его рекомендуется обсудить на оперативном совещании, где прокурор района (города) должен дать оценку содержанию и качеству проведенной работы.

Эффективной деятельность прокуратуры может быть лишь тогда, когда планируется не только работа прокуратуры в целом, но и каждого прокурора и следователя в отдельности. Индивидуальные планы позволяют правильно распределить время и использовать его с максимальной отдачей.

Эти планы, безусловно, не заменяют планов расследования конкретных уголовных дел, планов проведения проверок исполнения законов, планов-программ изучения дел, проведения обобщений. (Последние служат основой для составления индивидуальных планов.)

Индивидуальный план рекомендуется составлять в конце рабочего дня, недели или декады, это непреложное правило.

Удобно, а главное, практично пользоваться календарем-еженедельником: достаточно места для записей и хорошо видна нагрузка в течение всей рабочей недели. В настоящее время имеется значительное количество различных вариантов календарей, ежедневников, органайзеров.

Интересно
Широкие возможности для моделирования различных форм индивидуального планирования дает использование компьютерной техники. Это позволяет учесть все многообразие деятельности конкретного прокурора и следователя, формализовать учет работы, ввести заранее повторяющиеся мероприятия.

Разновидностью индивидуального планирования служат различного рода графики. Сущность их заключается в том, что в одной части этой формы перечисляются объекты планирования (виды работ, вызываемые лица, совещания и т.п.), а во второй – время, необходимое для проведения работ. Такой график, кроме того, служит хорошим средством самоконтроля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)