Планирование аудиторской проверки

Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным стандартом № 3. Положения стандарта применяются в первую очередь к повторяющемуся аудиту (проверкам, которые аудиторская организация проводит в отношении данного аудируемого лица не первый год).

Для аудиторской проверки, которая проводится в отношении данного аудируемого лица в первый раз (первичного аудита), аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него другие вопросы помимо тех, которые указаны в федеральном стандарте № 3. Вопросы проведения первоначального  аудита  дополнительно  раскрываются в федеральном стандарте № 19.

Будучи начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией:

  • стратегии аудита, выражающейся в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;
  • детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур; в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита включает следующие основные этапы: предварительный; подготовки и составления общего плана аудита; подготовки и составления программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор дол- жен получить информацию:

  • о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
  • о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;
  • об организационно-управленческой структуре экономического субъекта;
  • о видах деятельности;
  • о структуре капитала и курсе акций;
  • о технологических особенностях;
  • об уровне рентабельности;
  • об основных контрагентах экономического субъекта;
  • о порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта;
  • о существовании дочерних и зависимых организаций;
  • о системе внутреннего контроля;
  • о принципах формирования оплаты труда персонала.

Основными источниками информации об экономическом субъекте служат:

  • устав экономического субъекта;
  • документы о регистрации экономического субъекта;
  • протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
  • документы, регламентирующие учетную политику;
  • бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность;
  • документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
  • контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
  • отчеты аудиторов, консультантов;
  • внутрифирменные инструкции;
  • материалы налоговых проверок;
  • материалы судебных и арбитражных исков;
  • документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
  • сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
  • информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо о проведении аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор.

Если аудиторская организация не считает возможным проведение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)