Письмо о миссионерском деле

Любезный N.
Миссионерское дело в России находится в условиях исключительных, единственных. Не в дальние, заморские страны приходится нам высылать отважных проповедников слова Божия.

Дома, в пределах России, приходится нам обращать магометан и язычников, причем, конечно, еще более, чем проповедью, нам приходится действовать примером истинно христианской жизни, обаяние коей неотразимо. Только этим путем могут быть увлечены массы. Вспомните историю первых веков христианства.

Дни язычества сочтены. Столь грубая форма богопочитания должна исчезнуть сама собою при более близком соприкосновении с христианским миром. Нельзя сказать того же самого о магометанстве. Это – сила организованная и живая, крепкая тою долею истины, которую содержит мусульманское учение. И с этою силою мы стоим лицом к лицу. Россия неудержимо, с ускоряющейся быстротой, врастает в мусульманскую Азию, и притом гораздо более обаянием своей высшей гражданственности, чем силою оружия.

Этому политическому успеху, изумляющему мир, далеко не соответствуют наши успехи в области духовной. Результаты нашей христианской пропаганды в мусульманском мире до сих пор ничтожны. Причины этого прискорбного явления, без сомнения, многообразны и сложны. Но ближайшая обязанность Ваша, как воспитанника Казанской академии, состоит в том, чтобы выяснить себе причины, ибо просвещение мусульманского Востока светом христианства – специальное призвание академии Казанской.

Да будет мне позволено указать на одну из этих причин несомненную, очевидную. Всякий искренний мусульманин абсолютно трезв. Мусульманский мир избавлен от одного из позорнейших бичей мира христианского. Пьянство христиан для мусульман – постоянный соблазн, не только потому, что оно есть нарушение вросшей в их плоть и кровь заповеди пророка, но прежде всего потому, что оно влечет за собою на каждом шагу наглое, отвратительное нарушение тех заповедей Христовых, которые у нас на устах. Пока жизнь мусульман домашняя, ежедневная остается благообразнее и чище, чем жизнь соседейхристиан, ни о какой успешной пропаганде мы мечтать не вправе.

Что же сказать о впечатлении, которое производит на мусульман пьянство нашего духовенства? Мыслима ли успешная борьба пьяного священника с абсолютно трезвым муллою? А ведь такая борьба есть прямая обязанность почти всякого из священников, которых Вы призваны воспитать.

Взвесьте громадную ответственность, которая лежит на Вас, будущем наставнике пастырей Приволжского края, взвесьте неисчислимое добро, которое Вы можете принести и этому краю, и всей Церкви Христовой приготовлением священников, служащих образцами той жизни, которую они проповедуют! Ведь без соответствия между словом и делом невозможен успех проповеди христианства. Ведь совокупность духовноучебных заведений Приволжья нельзя рассматривать иначе, чем как громадный миссионерский институт, коему надлежит исполнить самую благодарную, самую колоссальную задачу в мире.

Ибо за миллионами мусульман, уже лежащими на нашей совести, уже порученных нам Богом, выдвигаются сотни миллионов мусульман и язычников Индии и Китая.
Можете ли вы вооружиться достаточно, чтобы быть достойными дать импульс великому делу? Кроме Вас, дать этот импульс некому, а дать его можно только могучим духовным подъемом, нравственным возрождением нашего духовенства. Этот подъем, это возрождение невозможны, пока это духовенство будет пьянствовать.

Помогите же ему разорвать, сбросить с себя это позорное ярмо. Прежде всего сбросьте его сами. Пока Вы, цвет духовенства, его не сбросите, чего нам ждать от рядовых священников? Ведь эти священники Ваши питомцы, а людей воспитывают жизнию и делом, а не словами. Надеюсь на Вас и молю за Вас Бога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)