Первобытная культура

Чтобы понять любое явление, всегда необходимо подойти к его истокам. Всё когда-то и где-то начиналось, зародилось, возникло – это кажется бесспорным. Но шаг за шагом мы обнаруживаем, что всякое начало относительно, оно лишь звено бесконечных изменений… До сих пор мы не можем ответить на многие вопросы, которые поставил перед нами первобытный человек.

Каков возраст человечества? Что заставляло древнего человека изобретать и творить? Как возникла культура? Археологи выделяют три периода первобытности – в зависимости от того, какие материалы использовал человек для производства орудий труда – каменный век, бронзовый и железный.

В нашем сегодняшнем восприятии этот период составляет огромный этап на заре цивилизованного человечества, по сравнению с чем последние двадцать столетий – лишь сравнительно небольшой эпизод. Изучение того как зарождалась культура в те далекие времена, позволяет лучше понять её последующую динамику.

Каменный век – древнейший период в развитии человечества между двумя миллионами и шестью тысячами лет до н.э., на протяжении которого орудия и оружие изготовлялись из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем.
Каменный век делится учеными на три этапа: древний (палеолит) – когда, собственно, и появился гомо сапиенс (homo sapiens); средний (мезолит) – когда были изобретены лук и стрелы; и новый (неолит). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на нижний, средний, верхний. Это можно представить в следующей таблицей.

По определению Ф.Энгельса, труд создал человека. Но как тогда объяснить тот факт, что на протяжении длительного времени орудием труда оставался каменный топор, а в плане развития человеческого духа произошел палеолит: нижний, средний, верхний Каменный век: мезолит неолит удивительный скачок! Все что делал древний человек, придумывая новые приемы охоты, новые формы обустройства жилья, магические и религиозные обряды, – все это было всплеском духовной энергии, выражением творчества, а значит культуры. Как же создавалась культура?

Нижний палеолит. Появление первых орудий труда – это уже и есть зачатки культуры. Новые функции – передача, хранение, техника производства – это первые формы коммуникации, то есть началась ориентация человека на человека. Средний палеолит. Орудием труда остается каменный топор, но в жизни древнего человека большую роль начинают играть эмоции. “Медвежья пещера” – доказательство этого. Во многих первобытных стоянках археологи находят пещеры с макетами зверя, на которого охотилось данное племя. Череп зверя во многих местах пробит – видимо с силой наносившимися ударами. Предполагают, что первобытный человек приходил в такую пещеру перед охотой и тренировался. Но зачем нужны были эти тренировки?

Существуют две версии ответа:

  • тренаж, развитие физической силы,
  • атмосфера эмоциональных переживаний.

Большая часть ученых склоняется ко второй версии, считая, что первобытный человек в этот период осознал, что эмоции – это тоже оружие. Верхний палеолит. По данным современной науки, человек верхнего палеолита представлял собой гомо сапиенс (homo sapiens), то есть, по своей этот период и возникает искусство. Это силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах. Это рисунки, резьба и рельефына скалах. Древний человек изображал то, что входило в круг его интересов – животных, на которых охотился, и значительно реже – женщину.

Было ли примитивно это искусство? Скорее нет. Замечательные росписи этого периода найдены во Франции в пещерах Фон де Гом, Ляско, в Испании – на потолке Альтамирской пещеры и многих других. В этих росписях образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий. Животное изображалось в разнообразных движениях, стремительном беге. Художник подмечал ритмические повторы и изгибы линий, симметрию положения частей тела.

Фигуры животных передаются крупными пятнами двумятремя красками, с помощью изменения силы тонов моделируются объемные фигуры. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки. Нет, это не примитивное искусство, это не элементарный рисунок. Его реалистическому мастерству мог бы позавидовать и современный художник. Но элементы примитивизма в первобытном искусстве все-таки есть.

Они в следующем:

  1. В отсутствии чувства композиции. В пещере Альтамира изображено около двадцати бизонов, лошадей. Каждое изображение в отдельности – превосходно. Но как они расположены! Полный хаос. Тут возможна аналогия с детским рисунком – вкривь и вкось, без попытки соразмерить с форматом листа. Почему это так? Само мышление первобытного человека таково, что он не осознает связей. Вглядываясь в одно явление, художник не видел, не понимал его связи с остальными, а значит и не мог изобразить.
  2. В ограниченности сферы внимания. Первобытный художник изображал в основном животных и реже – женщину. Но если изображения животных отличаются точным воспроизведением основных объемов, даже передают фактуру некоторых материалов, например шерсти, то в изображении женщин художник преувеличивал специфические женские признаки, черты матери, избегая показа индивидуальных черт. искусствоведы такие изображения с иронией называют Венерами. Любопытен парадокс этого искусства: отношение к человеку – преимущественно как к животному, в отношении к зверю – больше человечности.

Понимал ли первобытный человек, что творит образы, достойные любования? Даже если вера в магическую силу изображения главенствовала в первобытном художнике над всем прочим, как не предположить все-таки, что, сознательно или подсознательно, это деяние рождало в нем и в тех, кто следил за его работой, эстетическое наслаждение!..

Интересно
Закончилась эпоха палеолита. Начался новый этап в развитии первобытного искусства – мезолит, связанный с изобретением лука и стрел. Жизненный опыт человека расширился, он начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты. Изменился и характер художественных образов. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, исчезает многокрасочность. Наскальные росписи этого времени исполнепоявляется большое количество изображений человека, которые детализированы, зачастую наполнено эмоционально-драматическим действом.

В период неолита человечество переходит от пассивного присвоения продуктов природы к хозяйственной деятельности – скотоводству и земледелию. Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология (своеобразное осмысление мира, где знания о мире неотделимы от переживаний). Характерной чертой культуры неолита было распространение мелкой пластики, художественных ремесел и орнамента, положивших начало декоративному искусству.

Это время появления первой письменности – пиктографической (рисуночной). Чтобы рассказать о чем-либо, не обязательно соблюдать большую точность и похожесть, достаточно изобразительного намека, достаточно показать предмет в немногих общих чертах. В этом и лежат истоки пиктографии – рисуночного письма.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)