Парадоксы Фрейдизма и Марксизма

Австрийский невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа и фрейдизма – философского направления, стремящегося применить психологические концепции для объяснений явлений культуры, процессов творчества и развития общества в целом.

Перенеся психоанализ на область этнографии, истории, религии, биографий великих деятелей культуры, Фрейд и его последователи рассматривают культуру как «проекцию индивидуальной психики на общественный экран». По Фрейду, культура «охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей. Во-вторых – все институты для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно для дележа добываемых благ».

Легко заметить, что в этом определении преобладают биологические мотивации. Не случайно Фрейд был убежденным атеистом и противником религии. Он рассматривал религию как «особую форму коллективного невроза». С другой стороны, культура у Фрейда предстает в качестве своеобразного механизма социального подавления свободного внутреннего мира индивида как сознательный отказ человека от удовлетворения им природных страстей. «Похоже… – писал он, – что вся культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений; неизвестно еще даже, будет ли после отмены принуждений большинство человеческих индивидов готово поддержать ту или иную интенсивность труда, которая необходима для получения прироста жизненных благ».

Движущей силой человечества Фрейд считал стихийные влечения, среди которых основным и объединяющим людей является инстинкт сохранения рода, половой инстинкт. Фрейд обозначил его термином либидо. Он утверждал, что либидо – главная направляющая сила человеческого поведения. Энергия либидо находит выход не только, а у некоторых не столько, в половом акте, но в преобразованном виде идет на цели общественной деятельности и культурного творчества. Это происходит, если энергия либидо переключается на них путем так называемой сублимации.

Можно вспомнить в этой связи высокую любовную лирику, творчество художников-аскетов, иконопись, историю дворца Тадж-Махала и многое другое.С точки зрения психоанализа, «неоспоримой истиной считается, что вопрос «Получит ли Ганс свою Грету?» является главной темой поэзии, бесконечно повторяющейся в бесконечных вариантах и никогда не утомляющей ни поэтов, ни публики».

Разве мог бы написать А.С. Пушкин свое бессмертное стихотворение «Я помню чудное мгновенье», если бы Анна Петровна Керн оказалась для него
более доступной? А позднее… в одном из своих частных писем он писал о ней: «Наша вавилонская блудница…» И еще один красноречивый факт из жизни великого поэта.

Накануне свадьбы, за три лихорадочных «болдинских» месяца он написал около пятидесяти вдохновенных произведений, а за весь последующий, «медовый», 1831 год – лишь пять небольших стихотворений! Нельзя не признать, что трансформация либидо в творческое вдохновение наиболее наглядно наблюдается в искусстве, прежде всего в поэзии и музыке.

Интересно
Фрейдизм часто используется и для объяснения других проявлений цивилизации: в спорте, где либидо трансформируется в рекорды; в политике, где сексуальная энергия находит выход в революционном движении, характерном прежде всего для молодежи, и т.п. В западной прессе немало писалось о том, что современные политические экстремисты – лица, обычно лишенные нормальной семейной жизни, – реализуют свое либидо в актах
террора.

Одним словом, извечные конфликты психики отдельных людей, имеющие биологическую основу, «преломляясь на общественный экран», становятся, по мнению Фрейда, главной причиной и содержанием самых разных сторон культуры – морали, искусства, религии, государства, права и т.п. Психическим процессом, противоположным сублимации, является так называемое вытеснение – защитный механизм психики, состоящий в активном забывании, удаления из сферы сознания в бессознательное неприемлемых для “Я” импульсов и влечений. Именно вытеснение находит свое выражение в воспитании и сдержанности.

В этом свете, видимо, не случайно многие великие художники, артисты, поэты, жизнь которых находит выражение в сублимации, чаще всего отличаются раскованностью, “богемностью” и презрением к условностям. Даже из этого, весьма схематичного, изложения мыслей великого австрийца видно, что его философия – фрейдизм – как учение во многом противостоит учению марксизма-ленинизма. Не случайно в мире Фрейд не менее, если не более, почитаем, чем Карл Маркс.

Действительно, если для марксистов человек – явление социальное, то для фрейдистов – во многом биологическое. Если для одних движущей силой истории являются пролетариат и классовая борьба, то для других – одинаковое у всех людей либидо и, в конечном счете, борьба мужчины за завоевание женщины.

Сам Фрейд как крупнейший ученый-материалист и убежденный атеист, противник каких-либо идеологических мифов относился к марксизму, хотя и с уважением, но достаточно критически. О своем расхождении с ним он писал так: “Сила марксизма состоит, видимо, не в его понимании истории и основанном на этом предсказании будущего, а в проницательном доказательстве неизбежного влияния, которое оказывают экономические отношения людей на их интеллектуальные, эстетические, этические установки”.

Однако, – писал далее Фрейд, – нельзя предположить, что экономические мотивы являются единственными, определяющими поведение людей в обществе. Уже тот несомненный факт, что различные лица, расы, народы в одинаковых экономических условиях ведут себя по-разному.

Люди не могут “не вводить в игру свои первоначальные влечения, свой инстинкт самосохранения, свое стремление к агрессии, свою потребность в любви, свое желание получать удовольствие и избегать неудовольствия”. И завершая свою критику марксизма как очередного “мифа”, Фрейд заключал:

“Произведения Маркса как источник откровения заняли место Библии и Корана, хотя они и не менее свободны от противоречий и темных мест, чем эти более древние священные книги”.

Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, начал интеллектуальную революцию, которая навсегда изменила науку о самовосприятии, о межличностных отношениях и все теории человеческого поведения. Его влияние на мышление ХХ века не имеет параллелей, он изменил отношение к сексу, религии, искусству, культуре и многому другому.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)