Периодизации исторического развития концепции прав человека

Выделяют несколько концепций прав человека: либеральная (западная), социалистическая (марксиско-ленинская), исламская (мусульманская) и другие.

Многообразие сложившихся концепций объясняется, по мнению Е.А. Лукашевой, цивилизационными особенностями компонентов соционормативной системы – «религии, традиций, обычаев, своеобразных подходов к оценке роли права и прав человека в обществе».

Подлинным открытием в области прав человека стала либеральная доктрина прав человека, сформировавшаяся в процессе подготовки и проведения буржуазных революций XVII – XVIII веков. Она определила новые ориентиры во взаимоотношениях государства и человека – свободу, юридическое равенство, верховенство закона, универсальные права человека.

Наиболее ярким примером правового закрепления либеральной концепции статуса личности на уровне актов конституционного значения являются Декларация независимости США 1776 г. и Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. «Мы исходим из самоочевидной истины, – гласит Декларация независимости США 1776 г., что все люди созданы равными и наделены их.

Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых».

Интересно
Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. установила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом».

В конституциях государств, придерживающихся либеральной концепции статуса личности, последовательность изложения прав и свобод следующая: на первое место ставятся личные права, затем политические, экономические, социальные, культурные.

По мнению С.А. Авакьяна, либеральная концепция предполагает, что в государстве и обществе «на первом плане – человек как индивид, со своей жизнью, неприкосновенностью и свободой, на втором – возможности его участия в общественной жизни и делах государства, на третьем – права, позволяющие ему быть участником экономических процессов».

Что касается основных обязанностей личности, то их перечень гораздо лаконичнее, чем список прав и свобод: соблюдение конституции и законов, уважение прав других людей, уплата налогов и некоторые другие.

Социалистическая (марксиско-ленинская) концепция была характерна для стран бывшего социалистического лагеря (Югославии, Чехословакии, СССР и других), сейчас имеет место быть в Северной Кореи, КНР, Кубе, Вьетнаме. Приоритет в ней отдается политическим правам, отсутствует принцип разделения властей, достаточно много обязанностей. Социалистическая концепция основана на приоритете государства и коллектива (общества, класса) по отношению к личности. Права, свободы и обязанности индивида производны от интересов государства и от официальной идеологии. Они предоставляются человеку государством в целях строительства социализма и коммунизма.

Согласно этой концепции, личность проявляет себя в трех главных ипостасях: на первом месте – это участник осуществления экономической и социальной политики государства, на втором – политический деятель, то есть участник управления государственными и общественными делами, на третьем – индивид со своими интересами и духовным миром.

Наиболее важными среди прав и свобод личности считаются экономические и социальные права (на труд, на образование, на охрану здоровья, на социальное обеспечение).

При конституционном закреплении прав и свобод личные права и свободы перечисляются в последнюю очередь. В Основных законах социалистических государств закрепляется широкий перечень обязанностей личности перед обществом и государством.

Статья 63 Конституции КНДР 1972 г. гласит:

«права и обязанности граждан КНДР основываются на принципе коллективизма: «Один за всех, все за одного».

Конституция КНР 1982 г. закрепляет следующие специфические обязанности граждан: трудиться (ст. 42), учиться (ст. 46), планировать рождаемость (ст. 49), защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны (ст. 52), хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали (ст. 53), охранять безопасность, честь и интересы Родины, не совершать действия, наносящие вред безопасности, чести и интересам Родины (ст. 54), участие в народном ополчении (ст. 55).

Интересно
«Исламская» (мусульманская) концепция подчинена религиозной идее. Исходя из принципа верховенства шариата, мусульманские мыслители выделяют около 70 стихов Корана, посвященным правам человека. Считается, что в их основе лежат такие начала, как достоинство и свобода человека, равенство и справедливость. Человек назван в Коране самым гармоничным и привлекательным из созданий Творца.

В соответствии с данной концепцией правовое положение человека определяется не только конституцией и законами, но и религиозными предписаниями. Вся жизнь мусульманина подчинена заповедям пророка, выражающим волю Аллаха; поступки человека разделены на обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и запрещенные.

Мусульманская концепция отражается в конституционных актах государств, принадлежащих к семье мусульманского права, то есть в тех, в которых на уровне Основных законов ислам провозглашается государственной (официальной) религией и главным источником (или основой) законодательства (Афганистан, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Мальдивы, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сомали и другие государства). В Афганистане никакой закон не может противоречить положениям и нормам священной религии ислам (ст. 3 Конституции 2004 г.). Подобное требование есть в Конституции Пакистана 1973 г. (ст. 227).

Установление на конституционном уровне обязательности соответствия правовых норм предписаниям ислама предопределяет специфику закрепления и содержания прав личности. «Признание ислама в качестве государственной религии, основы всей общественной жизни и правовой системы – отмечает Н.В. Варламова – накладывает существенный отпечаток на конституционное закрепление и обеспечение прав человека».

Например, во многих статьях Конституции Ирана 1979 г. реализация прав и свобод индивида ставится в зависимость от соблюдения норм ислама:

  • «все иранцы независимо от пола одинаково равны перед законом и располагают всеми гуманитарными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами с учетом соблюдения исламских норм» (ст. 20);
  • «пресса свободна в публикации материалов, за исключением тех случаев, когда они наносят ущерб основам ислама…» (ст. 24);
  • «обеспечивается свобода собраний и демонстраций без оружия и без нарушений основ исламских норм и принципов» (ст. 27);
  • «каждый может выбрать себе работу, к которой имеет склонность и которая не противоречит исламским нормам» (ст. 28).

Конституция Афганистана 2004 г. разрешает реализацию права на создание политических партий при условии, что устав и программа партии не противоречат положениям священной религии ислам (ст. 35).

Конституция Пакистана 1973 г. предусматривает свободу прессы, но при разумных ограничениях, предусмотренных законом в интересах прославления ислама (ст. 19).

Конституции Кувейта 1962 г. (ст. 18), Катара 2003 г. (ст. 51) устанавливают, что право наследования регулируется законами шариата.

Мусульманская концепция статуса личности также оказывает влияние на положение женщин. Конституция Бахрейна 2002 г. гарантирует женщинам равенство с мужчинами в политической, социальной, культурной и экономической сферах без нарушения положений исламского канонического права (шариата) (ст. 5).

Специфика мусульманской концепции положения личности проявляется также в конституционном закреплении основных обязанностей человека и гражданина.

Так, например, в Конституции Мальдив 2008 г. установлена обязанность как граждан, так и иных лиц, находящихся на территории страны, оберегать и охранять государственную религию ислам (ст. 67).

Особый подход сложился в обычном праве и в настоящее время сохраняется у различных племен, главным образом в Тропической Африке и Океании.

Суть его заключается в том, что человек рассматривается как неотделимая часть племени. У него нет прав, которые он мог бы реализовать отдельно от племени, его права реализуются коллективно и только в коллективе. Хотя конституции рассматриваемых стран в основном содержат общепризнанные права и свободы, однако данная концепция широко распространена в неписаных нормах права, ее отголоски встречаются и в конституционном законодательстве. Например, в Западном Самоа глава большой семьи (айги) голосует на выборах за всех своих домочадцев.

В настоящее время получила распространение концепция универсальности прав человека, которая закреплена в Хартии прав человека.

Мнения по поводу реализации данной концепции неоднозначны. Критика основана на том, что невозможно создать универсальные стандарты прав человека, поскольку национально-культурные традиции индивидуальны. Так, западные представления и идеи (индивидуализм, либерализм, свободный рынок и т.д.) фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям.

Необходимо отметить, что конституционный выбор определенной концепции статуса личности – это вопрос, имеющий практическое значение, конкретные правовые последствия.

Конституционно закрепленная концепция статуса личности:

  • является одним из принципов государственного и общественного строя;
  • она предопределяет перечень и содержание основных и отраслевых прав, свобод и обязанностей;
  • она определяет цели, задачи и содержание деятельности органов государства.

Выбор концепции можно определить как программирование дальнейшего развития положения человека в конкретном государстве.

Именно концепция статуса личности оказывает непосредственное влияние в первую очередь на конституционное, уголовное, уголовно-исполнительное, административное, гражданское, семейное, трудовое законодательство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)