Политология прав человека как наука и учебная дисциплина

Права человека во все времена и в любом обществе вызывали живой интерес. «Говорят, что в древней Спарте больных, увечных детей сбрасывали со скалы Тайгет. Правда, сегодня историки, археологи полагают, что это только легенда, миф. Но мы знаем, что общество Спарты действительно было построено на жёстких порядках.

Однако и это не помогло. И, в конечном счёте, она утратила свою государственность. Как говорится, история поучительна», – сказал В.В. Путин во время совещания по вопросам противодействия распространению коронавируса в регионах РФ. Эти слова Президента РФ тесно связаны с защитой прав человека во всех ее проявлениях.

Безусловно, в настоящее время права и свободы человека защищаются на универсальном (в рамках ООН), региональном (в рамках Совета Европы, ЕС, АС, ОАГ), внутригосударственном уровнях, им посвящено достаточно много правовых актов, но, проблема, безусловно, состоит в их реализации.

Целью освоения дисциплины «Политология прав человека» является формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, связанной с реализацией законодательства, регулирующего общественные отношения между субъектами по защите прав и свобод человека на международном и внутригосударственном уровнях.

Необходимость изучения данной дисциплины подтверждается приоритетом прав человека, активизацией интеграционных связей Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в области защиты прав человека, ратификацией РФ ряда международных актов в области прав человека, которые являются частью российского законодательства, обращением российских граждан в международные органы за защитой своих прав.

Задачи дисциплины следующие:

  • формирование способности квалифицированно применять нормативные правовые акты в сфере защиты прав и свобод человека, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
  • формирование способности квалифицированно толковать нормативные правовые акты в сфере защиты прав и свобод человека.

Можно выделить следующие факторы, определяющие значение международно-правовой защиты человека и выделения самостоятельной учебной дисциплины «Политология прав человека»:

  • международную систему гарантий соблюдения прав человека, которая непосредственно действует в Российской Федерации;
  • международные механизмы по правам человека – позволяют отдельным лицам добиваться восстановления нарушенных прав и справедливого разрешения споров с государством на основе признанных на глобальном уровне стандартов: физические и юридические лица получили прямой доступ в международные органы по правам человека (Комитеты и Комиссии ООН, Европейский суд по правам человека и др.);
  • действие системы международно-правовой защиты основных прав человека приводит к изменениям в национальном законодательстве России в соответствии с установленными международными актами о правах человека и конвенциями, общепризнанными стандартами;
  • механизм международно-правовой защиты основных прав содействует более тесному объединению, интеграции и развитию правовой системы России с системами других государств, участвующих в гуманитарных организациях, конференциях;
  • российские суды при вынесении решений, затрагивающих основные права и свободы человека, ссылаются на нормы международно-правовой защиты основных прав, а по некоторым делам и руководствуются ими.

Реализация прав человека и гражданина на основе Конституции и соблюдения норм международного права является одним из направлений конституционно-правовой политики.

В п. 1 ст. 17 Конституции РФ записано: «В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Это положение предполагает, что Конституция содержит общепринятые нормы международного права, нацелена на их обеспечение, реализацию, опираясь на отраслевое законодательство.

Имплементация норм международно-правовой защиты человека во внутригосударственное право России выполняет следующие функции: 

  • обеспечивает средствами внутригосударственного права осуществление целей международных норм, регулирующих правовую защиту человека;
  • содействует взаимному обогащению государств международным юридическим опытом осуществления правовой защиты человека;
  • сближает, унифицирует правовые нормы различных национальных правовых систем, регулирующих правовую защиту человека;
  • стимулирует межгосударственные отношения в других сферах.

Если принять во внимание все вышеперечисленные функции внутринациональной имплементации и учесть их комплексный взаимосвязанный характер, то очевидно, что приоритет в вопросе следования положениям документов по правам человека универсального и регионального характера по-прежнему остается за средствами внутринационального права.

В Российской Федерации используются такие виды имплементации, как: принятие акта, дублирующего нормы международного права, внесение изменений и дополнений в законодательные акты, в связи с принятием или ратификацией международного договора, отсылка к конкретному договору или общая отсылка «если иное не предусмотрено международным договором».

Таким образом, очевидно, что законодательство Российской Федерации, содействует внедрению общепризнанных механизмов и способов защиты прав человека в национальную правовую систему, предусматривая широкий спектр форм реализации этих норм на практике.

Российская Федерация как суверенное государство само определяет способы обеспечения прав человека в соответствии с внутренним законодательством и действующими международными актами.

При этом она должна обеспечить осуществление прав человека без всяких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и совместимы с международными обязательствами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)