Особенности разработки, принятия и выполнения конвенций и рекомендаций МОТ

Процедура принятия конвенций и рекомендаций Международной организации труда является достаточно сложной. Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры.

До принятия они должны дважды (последовательно) обсуждаться на Международных конференциях (сессиях Международной организации труда), чему предшествуют доклады Международного бюро труда, базирующиеся на обобщении законодательства и практики различных стран.

Каждая конвенция или рекомендация проходит обсуждение в специальной комиссии, сформированной Конференцией. Эти документы требуют одобрения большинства в две трети присутствующих на Конференции делегатов. Как источники международно-правового регулирования конвенции и рекомендации при одинаковых требованиях к процедуре принятия имеют разный правовой статус.

Конвенция приобретает статус многостороннего международного соглашения после ратификации ее как минимум двумя государственными членами МОТ, и с этого момента она налагает определенные обязательства как на ратифицировавшие, так и на нератифицировавшие ее государства.

Но для отдельно взятого государства-члена Международная организация труда положения конвенции становятся юридически обязательными только после ратификации ее высшим органом государственной власти (конвенции содержат правила и о порядке их денонсации).

Факт ратификации конвенции налагает на государство ряд обязательств.

Во-первых, оно обязано принять законодательные или иные акты, гарантирующие проведение ее в жизнь.

Во-вторых (и это нередко играет роль сдерживающего фактора в процессе ратификации государствами конвенций) – регулярно представлять в Международную организацию труда доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции.

Такие доклады представляются раз в 2-4 года в зависимости от важности конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Администрацию Совета Международной организации труда о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.

Рекомендация также содержит в себе международно-правовые нормы, но в отличие от конвенции она не требует ратификации и рассчитана на добровольное ее применение в национальном законодательстве государства-члена МОТ.

Она детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенции, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международных норм.

Рекомендация тоже подлежит рассмотрению компетентными властями для принятия решения о возможностях использования в национальной системе права. Государства-члены Международной организации труда должны давать по рекомендациям такую же информацию, как и по нератифицированным конвенциям.

По своему содержанию нормативные акты МОТ обычно классифицируются по следующим группам:

  • акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
  • акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;
  • акты, регулирующие условия труда;
  • акты, по технике безопасности и производственной санитарии;
  • акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
  • акты, регулирующие труд отдельных категорий работников;
  • акты, регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.

Устав Международной организации труда предполагает возможность пересмотра устаревших международных актов, а также включает положения о контроле за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций. Довольно сложный механизм принятия конвенций и рекомендаций является гарантией от принятия поспешных решений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)