Педагогическая мысль

Античная педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV-V вв. Ее развивали неоплатоники из Афинской Академии и высших школ в Малой Азии, Сирии, Александрии (Плутарх Афинский, Прокл, Порфирий, Ямвлих, Эдессей Каппадокийский, Амоний, Симпликий и др.).

Неоплатоники считали, что воспитание и обучение должны быть ориентированы на высший духовный мир, на непреходящие идеи.

Вектор воспитания направлялся прежде всего на самосовершенствование, на познание собственной души. Подобное познание предлагалось осуществлять через “божественное озарение” и “экстаз” путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

Постепенно, однако, усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы в течение VI-XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения. Эти идеи оказали сильное влияние на весь православный средневековый мир.

Так, Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины. Чем ближе познание к богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему.

Максим Исповедник (VII в.) определял человека как микромир, который надо путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии следует бороться с грехопадением человека и добиваться его развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю “как силу стремления к слиянию с природой”.

Один из первых средневековых схоластов Иоанн Дамаскин (675-753) в философско-педагогическом трактате “Источник знания” развивал идею универсальной, энциклопедической образованности.

Патриарх Фотий (820-897) полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы, разумеется, в православной христианской интерпретации.

Продолжателем восточно-христианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949-1022). Он крайне отрицательно относился к светскому образованию и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь “миром духовного учительства и ученичества”.

Против такого ярко выраженного клерикального подхода выступал общественный деятель и философ Михаил Пселл (1018-1096). Он полагал, что программа образования должна предусматривать два главных этапа: преподавание светских знаний, не противоречивших догматам церкви, и религиозное обучение.

Пселл мечтал об идеальном человеке, неподвластном религиозному фанатизму. Это была гуманистическая личность, человек, светски образованный, чувствующий прекрасное, душевно благородный, с твердым умом.

Среди последних крупных мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и образования, был Георгий Гемист Плифон (1355-1452). Цель идеального воспитания – достижение совершенства, – полагал Плифон. Путь к совершенству – это прежде всего нравственное воспитание, преодоление зла. Пройти этот путь можно лишь посредством личных усилий и самообразования.

XIV-XV вв. – период, когда в педагогической мысли Византии резко усилились клерикальные тенденции. В это время оформилось монашеское направление исихиастов (от слова “исихия” – умная молитва).

Возглавляли движение Григорий Палама, Георгий Схоларий и другие религиозные деятели. Исихиасты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию. Главным для становления личности они считали нравственно-религиозное воспитание, трактуя его предельно мистически.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)