Патопсихология медиатворчества
Несколько слов о патопсихологии медиатворчества (в контексте поиска причин нарушения диалогичности взаимоотношений журналиста со своей аудиторией).
Известный русский психолог А.Ф. Лазурский писал еще в начале XX века: «Патология дает возможность рассматривать душевные свойства человека как бы сквозь увеличительное стекло, делающее для нас ясным такие подробности, о существовании которых у нормальных субъектов можно только догадываться».
Так с помощью экспериментов, в которых участвовали представители различных социально-демографических групп аудитории СМИ, мы выделили и описали несколько форм изменения сознания при посредстве медиапродукции. Не останавливаясь специально на методике, лишь отметим, что чаще всего у участников экспериметальных исследований в определенной мере нарушалась ориентировка в окружающей индивида среде:
- Оглушенное состояние сознания — резкое повышение порога для всех внешних раздражителей, затрудненное образование ассоциаций (влияние разноречивой информации, давление рекламы, визуализация информации).
- Ассоциативное состояние сознания — то страх, то любопытство вызывают ассоциативные «картины» и «иллюзии», представленные в продукции СМИ. Иногда они очень правдоподобны (сравнение с собой, близкими). Резкие переходы у участников эксперимента от одного эмоционального состояния к другому.
- Сновидное состояние сознания описывалось со слов респондентов. Похоже на ассоциативное, но всплывает при этом весь прежний опыт общения со СМИ, литературой, реальный жизненный опыт. Можно предположить, что следствием может быть — не только дезориентация личности, но и фантастическая интерпретация жизни.
- Сумеречное состояние сознания описывается в специальной литературе по психологии как: — внезапное наступление и прекращение состояния; – автоматизм действий (не помнит человек нередко, что так поступал — по сути зомбирование).
Нарушение динамики мыслительной деятельности при непосредственном влиянии СМИ происходит у человека в течение длительного времени и внешне незаметно порой даже для самого реципиента. Какие формы ее проявления можно обнаружить? К примеру, в непоследовательности суждений человека по поводу того, о чем он читал в газетах, что видел по телевизору. Знаменитая женская логика или монологи Михаила Задорнова с повествованиями о ментальности россиян — это тоже примеры проявления нарушений динамики мыслительной деятельности человека. Ведь чаще всего речь идет здесь о примерах многолетнего медиа-воспитания людей, представляющих различные социумы (те же «совки»).
Лабильность мышления — чередование адекватности и неадекватности, маниакально-депрессивный психоз. В быту его элементы проявляются, к примеру, в непомерном и часто беспричинном возбуждении человека по поводу прочитанного в газете или когда перескакивают с одного на другое в разговоре при пересказе телесюжета. Другой пример — излишняя «откликаемость» представителя аудитории СМИ, когда все, что сказано даже не в его адрес, человек относит к себе, соотносит со своей жизнью.
Нарушение мотивационного компонента мышления находит у человека выражение в неадекватном эмоциональном переживании по поводу каких-то медийно отраженных ситуаций, или когда сильные аффекты меняют представление о предметах и их свойствах, конкретных людях, фактах истории и т.д. Сюда же специалисты относят разноплановость мышления или символизацию человеком медиасобытий. Иная по форме выражения, но одноплановая в системных оценках составляющая такого рода людей — резонёрство, бесплодное мудрствование.
Нарушение критичности мышления: по отношению к себе или к другим на основании выводов влиятельных для личности медиасубъектов также составляет одну из частых форм нарушения мыслительной деятельности.
Тесная связь мотивов и потребностей личности, обусловленная в том числе и влиянием СМИ, тоже может быть подтверждена многочисленными примерами из жизни людей. Лишь перечислим некоторые из них.
- Нарушение иерархии мотивов: патологии разной степени влияния на те или иные социумы и отдельных индивидов — эгоизм, циничность, пивной алкоголизм у молодежи, нарциссизм, эгоцентризм, мания величия и т.д.
- Нарушение смыслообразования:
- учеба ради учебы, чтение ради чтения;
- потеря смысла жизни — суицидальность под воздействием рассказов о подобных поступках знаменитостей; — отказ от брачных отношений, мол, так теперь принято;
- новые модные течения, к примеру, СМИ не раз рассказывали о новом движении в Москве — несколько тысяч молодых людей и девушек в принципе отказываются от секса.
Нарушение подконтрольности (критичности) поведения под воздействием примеров из масс-медиа:
- «мне дозволено всё, потому что…»;
- «своя» логика работы, отдыха, творчества.
- Теории массовой коммуникации
- Психологические исследования в журналистике
- Информационные триады: сущность, виды, значение
- Социожурналистика и социокоммуникативистика
- Личность и личностные «пространства»
- Коммуникация как личностная проблема
- Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики
- Проблема, предмет, метод
- Массовая коммуникация — нервная система целостного общественного организма
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу