Парадокс первобытного стада

Специалисты по истории древнего общества полагают, что первой устойчивой формой объединения первобытных людей было первобытное стадо размером в несколько десятков (по разным источникам от 20 до 50) особей.

Однако с «той стороны границы» перехода от биологического существования обезьян к общественному бытию людей мы имеем в качестве устойчивой лишь гаремную жестко иерархичную группу размером максимум до 15 особей 1, устойчивость которой обеспечивает доминирующий самец.

Все остальные сообщества человекообразных обезьян (стада, брачные пары, кровнородственные группы родителей с потомством имеют временную и неустойчивую организацию и постоянно распадаются: стада — на брачные пары на время спаривания; брачные пары — на одиночек после спаривания; кровнородственные группы родителей с потомством — на одиночек после полового созревания детенышей, которые затем снова организуются либо в гаремы, либо в брачные пары, либо в кровнородственные группы.

Интересно
«Пример большей или меньшей текучести стадных форм жизни представляют человекообразные обезьяны»; «у животных семья — не источник общественности, а ее антагонист: когда идет жизнь стад — семья отсутствует, когда начинает складываться семейная жизнь — стадная жизнь ликвидируется»; «общественная форма — это наиболее изменчивый и наименее постоянный элемент в жизни вида»; «Данные современной этологии недвусмысленно свидетельствуют, что никаких иных регулирующих механизмов устойчивой стадной жизни, кроме системы доминирования (включая сюда иерархию и вожачество), не существует».

Отсюда и вопрос: каким образом возможно устойчивое первобытное стадо размером от 20 до 50 особей, да еще и с матриархатом? Или как неустойчивые сообщества обезьян стали устойчивыми первобытными стадами людей? Что (какая связь) обеспечило устойчивость? Или первобытные стада людей не имеют отношения к предшествующим сообществам обезьян и возникли не на биологической основе? Тогда на какой? Никаких других отношений, кроме биологических, у животных нет, а все представляемые в этологической литературе отношения животных как «социальные» к обществу никакого отношения не имеют.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)