Ознакомление дошкольников с поэтическими произведениями

С поэтическими произведениями дети знакомятся рано, они оказывают на ребят огромное воздействие:

  • обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения;
  • открывают богатство интонаций и звукового состава слова;
  • развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор;
  • помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира;
  • учат любить яркое, меткое слово.

Как показали исследования Р.И. Жуковской, В. Н. Андросовой, А. И. Полозовой и других, дети по-разному воспринимают поэтические произведения и по-разному относятся к ним. Одни дошкольники довольно длительное время, не отвлекаясь, могут слушать чтение поэтических произведений. Они легко воспринимают содержание и форму, с полной ясностью определяют, о чем говорится в произведении, поэтому охотно вступают в разговор по поводу прочитанного, высказывают свои суждения о средствах выразительности, определяют характер поэтического произведения. Эти дети знают наизусть стихотворения и охотно читают их в группе, на праздниках, дома, проявляют интерес к тому, кто и как пишет стихи.

Другие дошкольники при положительном в целом отношении к поэзии не дифференцируют понятие содержания и формы, проявляют интерес лишь к некоторым, наиболее понравившимся им стихам. Они не могут выделить в стихотворениях главное и второстепенное, им все нравится. Представления таких детей схематичны. Они без особого желания вступают в беседу о прочитанном, легко запоминают стихи, но и очень быстро их забывают, поэтому самостоятельно прочесть все стихотворение затрудняются. Некоторые ребята запоминают стихи, но не воспроизводят их в силу робости, застенчивости.

И наконец, есть дети, которые не понимают содержания поэтических произведений, тем более их подтекста, не воспринимают их специфических особенностей. Такие дошкольники слушают стихотворения с частыми и длительными отвлечениями поэтому они не знают наизусть ни одного из них. Для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием у слушающих определенных знаний, определенного опыта. По мнению И. П. Павлова, пользование знаниями, приобретенными связями — есть понимание. Поэтому педагог должен считаться с опытом детей, их возрастом и развитием

Интересно
При заучивании стихотворений важно добиваться, чтобы все дети их хорошо запоминали. Психологи различают два основных вида запоминания: непроизвольное, происходящее без волевых усилии со стороны человека, и произвольное, являющееся результатом сознательного намерения запомнить. Произвольному запоминанию дошкольников необходимо учить.

Для этого нужно, чтобы дети умели ставить перед собой цель — запомнить текст, и чтобы эта цель была понятна и конкретна. Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, необходимая детям в трех отношениях: она помогает более быстрому обогащению речи, способствует интенсивному развитию эстетических чувств (чувства поэзии, чувства прекрасного в языке), укрепляет память.

У каждого ребенка можно развить интерес к поэзии. На запоминание и воспроизведение стихотворений, как показала Р. И. Жуковская, оказывают влияние следующие факторы:

  • интерес к содержанию стихотворения, совершенству его формы. Дети легко запоминают поэтические произведения, если в них есть близкие им образы, если сам ребенок может перевоплощаться в образ произведения, если есть смежные рифмы, правильный ритм, звучность;
  • близость стихотворения детским интересам, индивидуальным вкусам. Дошкольники лучше запоминают стихотворения, в которых даны образы детей, в которых описывается, что дети умеют делать, чего они хотят, что у них есть. Ребенок, слушая стихотворение, в котором есть образ активного, жизнерадостного, инициативного героя, ставит себя на его место. Уже дети младшего дошкольного возраста неодинаково относятся к одному и тому же содержанию. Одни из них предпочитают фольклорные жанры с напевными песенными мелодиями, другие проявляют интерес к стихотворениям с динамичным, маршевым ритмом;
  • интерес к художественному изобразительному творчеству. Дети, любящие рисовать, лепить, часто начинают интересоваться стихами, которые дают стимул к этому виду деятельности;
  • возможность выявить свои творческие способности (принять участие в праздниках, в игре). Радость от реализации своих творческих возможностей, «участие в исполнительской деятельности» (Е.А.Флёрина) повышают интерес к искусству и создают условия для лучшего запоминания;
  • характер оценочных суждений педагога. Необходимо поощрять даже небольшие достижения ребенка. Воспитатель должен убедить каждого дошкольника в том, что тот может запомнить, припомнить то, что он предлагает;
  • выразительность чтения стихотворений взрослыми. Выразительное чтение особенно важно при первичном знакомстве с произведением, так как ребенок определяет, нравится или не нравится ему произведение. По мнению К. С. Станиславского, первые впечатления — это «семена» будущего творчества. Потеря этого важного момента может оказаться безвозратной, так как второе и последующие чтения будут лишены элементов неожиданности. Исправить плохое впечатление труднее, чем изначально создать хорошее;
  • систематичность обучения. Если знакомство с поэтическими произведениями носит случайный характер или дети разучивают стихотворения только во время подготовки к праздникам, то у ребят не развивается потребность слушать и наслаждаться языком поэтических произведений, его звучностью, музыкальностью;
  • овладение детьми способами, приемами запоминания. Важно неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать последовательную логическую связь между отдельными частями. Учет особенностей восприятия, запоминания и воспроизведения детьми поэтических произведений дает возможность педагогу эффективно проводить занятия.

Осуществляя подготовку к занятиям, воспитатель поэтических произведений; прочитывает их, чтобы вдуматься в смысл стихотворения, выделить авторские интонации, сделать их слышимыми для детей, точнее передать поэтичность образов. Для этого педагог должен расставить логические мысловые ударения, наметить паузы, определить ритм и темп чтения.

Занятия обычно строятся по следующему плану:

  1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения. Воспитатель проводит небольшую вступительную беседу, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень и т. п.). Можно показать предмет, игрушку, картину, близкие теме стихотворения.
  2. Чтение воспитателем всего текста. Прочитать произведение надо так, чтобы оно воздействовало на сознание и чувства детей. Об этом писал еще К. Д. Ушинский: «Это два требования – первое чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы дети его почувствовали, на практике часто противоречат одно другому.

Длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его влияние на чувства, а с другой стороны. С целью более глубокого понимания стихотворения и подготовки его к воспроизведению проводится его анализ. Беседа с детьми о стихотворении. Воспитатель может задавать см, помогающие представить общую картину произведения (о чем V. раскрывающие отношение ребенка к произведению, к ерою, его поступкам; характеризующие героев произведения; помогающие пониманию поэтической формы произведения, средств выразительности. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.

Воспроизведение стихотворения детьми. Сначала можно предложить повторить стихотворение детям с хорошей памятью. Таким образом, остальные дошкольники смогут несколько раз прослушать текст. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст напоминает свои указания о характере чтения. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить его результаты, следует менять ферму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме. Стихотворение дошкольники повторяют индивидуально, а не хором.

Хоровое повторение мешает выразительности, приводит к монотонности, закрепляет неправильное произношение слов. По мнению Е. И. Тихеевой. Читая хором, дети скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого чтения, убивающего всякую индивидуальность. Небольшие по объему стихотворения необходимо заучивать целиком.

Занятия по заучиванию стихотворений целесообразно дополнять другими видами деятельности: рассматриванием иллюстрации, рисованием на эту же тему, упражнениями по совершенствованию техники речи и др.

Заучивание стихотворений в разных возрастных группах имеет свои особенности. В младшем дошкольном возрасте мышление детей носит конкретно-образный характер, их жизненный опыт невелик и они не всегда могут представить себе то, о чем говорится в стихотворениях. В этом возрасте нужна большая наглядность.

Чтение стихотворений следует сопровождать показом игрушек, предметов картин, близких по содержанию теме. Например, перед чтением стихотворения А. Барто «Снег» воспитатель может показать картину «Зимои на прогулке», на которой изображена зима: падает белый снег, радостные дети катаются на санках, играют и веселятся

С помощью игрушек можно создать игровую ситуацию. Например: на стульчике сидит мишка с перевязанной лапой. Дети спрашивают: «Что случилось?», Узнав, что «уронили мишку на пол оторвали мишке лапу», они жалеют его.

В поэтических текстах часто встречаются слова и речевые обороты, не понятные детям. Их смысл лучше раскрывать в наглядных игровых действиях. Например, для пояснения фразы «и верхом поеду в гости» воспитатель сажает поочередно кукол на игрушечного коня и приговаривает, выделяя голосом слово «верхом»: «Олечка села верхом и поехала в гости», «Зайчик сел верхом» и т.д.

Для лучшего запоминания используются неоднократные повторения стихотворения в игровой форме. Например, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате.

В этом возрасте возможно чтение по ролям с элементами драматизации. Например, при воспроизведении потешки «Кошкин дом» каждый ребенок может произносить слова одного действующего лица: первый ребенок — «Кошка выскочила! Глаза выпучила!»; второй ребенок — «Бежит курочка с ведром заливать кошкин дом»! и т.д.

В занятие можно включать элементы упражнений по технике речи: на развитие голоса, отработку дикции, постановку дыхания. Эти упражнения следует строить на игровой основе. Например, перед разучиванием стихотворения «Гуси, вы, гуси!» можно провести игру-перекличку: «Гуси, гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? — Да-да-да!».

В среднем дошкольном возрасте до чтения можно охарактеризовать стихотворение, а затем прочитать его так, чтобы ребенок почувствовал настроение произведения. Например: «Сейчас я прочту вам очень ласковое стихотворение. У него и название звучит ласково, вслушайтесь – “Гуленьки”.

Поэтому и читать его я постараюсь негромко, ласково». Постепенно необходимо приучать детей самим характеризовать стихотворение, сначала с опорой на наводящие вопросы («Какое это стихотворение — грустное или веселое?»), далее без них («Что вы можете сказать об этом стихотворении? Какое оно?»).

При заучивании сложного по содержанию и большого по объему стихотворения можно использовать следующий прием: воспитатель читает строку стихотворения вопросом, а дети отвечают словами стихотворения. Например, стихотворение Е. Трутневой «Елка»: Воспитатель: «Вырастала елка в лесу на горе?» Ребенок: «Вырастала елка в лесу на горе». Воспитатель: «У нее иголки зимой в серебре?» Ребенок: «У нее иголки зимой в серебре» и т. д.

Дошкольников следует приучать вслушиваться в чтение стихотворений, обращать внимание на то, как будут звучать те или иные строчки. Например: «Сейчас я прочту строчки, рассказывающие о том, что случилось с пирогом, который слепил кот. Догадайтесь, какое слово я прочту иначе, чем остальные. Я выделю его голосом».

Занятия по разучиванию стихотворений можно закончить игрой-драматизацией. В старшем дошкольном возрасте совершенствуются умения осознанно и выразительно читать стихотворения.

В работе с детьми можно использовать следующие приемы:

  • показ картины по теме произведения для более глубокого осмысления текста детьми;
  • прослушивание грампластинок с записью стихотворения в исполнении мастеров художественного чтения;
  • предварительные беседы о том, как дети понимают то или иное выражение;
  • придумывание названия к стихотворению;
  • литературные викторины (прочитываются строчки какого-нибудь известного произведения, а дети должны назвать его заглавие и автора);
  • анализ произведения по вопросам.

Для формирования у детей чувства рифмы им можно предложить:

  • подобрать рифмы к словам. Например: «Я буду говорить слова, а вы будете их рифмовать. К примеру, слово “точка”. А рифма ваша… (“дочка”, “кочка”, “почка”, “ночка”). Скажу я слово “огурец”. А вы мне скажете… (”боец”, “стрелец”, “колец”, “овец”). Скажу я слово “мышь”, а вы мне… (“чиж”, “тишь”, “пыж”)» и т. д.;
  • соревнование «Кто больше придумает рифмующихся слов»;
  • игру «Доскажи словечко» с напрашивающейся рифмой: «Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет с клюва капля, кто же это… (цапля)»; «По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой… (тучи)»;
  • чтение художественных произведений (отрывок из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Как Незнайка сочинял стихи»; Д. Хармс «Очень, очень вкусный пирог»; сказка Б. Шергина «Рифмы»; стихотворения А. Барто «Капризные ерши» и Е. Лавреньевой «Поймай рифму» и др.;
  • чтение стихов не только словами, но и хлопками (сильный хлопок – ударный слог, слабый хлопок – безударный слог).

В старшем дошкольном возрасте с детьми разучивают басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука». Ребята любят их слушать. Но аллегория басни не доходит до детей без помощи воспитателя. Для примера приведем объяснение смысла аллегории басни, разработанное Л. А. Панкратовой. Вы знаете, что люди, звери и насекомые не могут жить без пищи. Они трудом добывают себе пропитание: люди выращивают хлеб, овощи и фрукты; звери собирают плоды диких растений, насекомые, например пчелы, собирают нектар цветов. В какое время года созревают плоды? Почему?

Правильно, летом все стараются сделать запасы продуктов на зиму. Летом все трудятся, чтобы не голодать зимой. А вот Стрекоза не хотела трудиться, она все лето веселилась, бездельничала. Поэтому зимой ей пришлось худо. Послушайте, как об этом написано в басне И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Разъяснение смысла аллегории басни: «Дети, вы замечали, что когда людей хотят похвалить за хороший поступок, их сравнивают с животными. Например, говорят: смелый, как сокол; храбрый, как лев; трусливый, как заяц. Вспомните сами, с кем сравнивают хитрого человека? (с лисой), болтливого? (с сорокой), а трудолюбивого? (с муравьем, пчелой).

С животными человека сравнивают в том случае, если замечают в его характере те качества, которые свойственны какому-то зверю, птице или насекомому. Как вы думаете, не напоминает ли поведение некоторых людей поведение стрекозы, о которой мы сейчас говорили? Крылов хотел, чтобы такие люди исправились. Про бездельницу-стрекозу он рассказал для того, чтобы беспечные люди подумали: «Не будет ли и мне так же плохо, если я вовремя не поработаю, не позабочусь о себе?»

Мы с вами, ребята, читали про животных сказки, а теперь прочитали басню. В сказке действуют настоящие животные. В басне люди названы животными. Баснописец только делает вид, что говорит о животных, на самом деле он говорит о недостатках людей, старается исправить эти недостатки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)