Оценка источника информации

Журналисту при выборе источника важны следующие параметры — эксклюзивность, авторитетность и актуальность.

Эксклюзивность источника определяется либо доступом его ус­ловного автора к первичной информации — будь то факты, докумен­ты или комментарии, либо оперативностью трансляции первичной информации (например, информационные агентства), либо наличи­ем качественных аналитиков, которые могут сложить в оригиналь­ную картину фрагментарные факты, почерпнутые из других источ­ников, предлагая читателю оригинальные исследования причинно-следственных связей и прогнозы.

Также следует обращать внимание на компетентность авторов, пусть даже имеющих доступ к первич­ным фактам и аналитические способности.

Авторитетность источника — серьезная проблема для журнали­ста. Факты — вещь субъективная. Это хорошо видно, например, на том, как освещают военные действия самые что ни на есть автори­тетные информационные агентства воюющих сторон.

Поэтому при­ходится считать за истину наиболее распространенное в соответст­вующей аудитории мнение. Если же общепринятую истину в публи­кации приходится опровергать, то это следует делать так доказатель­но, чтобы читатели без колебаний стали вашими единомышленни­ками, т.е. сделать свою версию событий наиболее распространенной.

Авторитет справочников, энциклопедий и других источников как раз и основан на том, что они являются сборниками наиболее распро­страненных представлений о мироустройстве.

Таким образом, выбор источников в значительной степени дикту­ется тем, насколько оригинальные факты (в это понятие здесь вклю­чены не только события, их детали и хронология, но также коммента­рии) вам необходимы.

Естественно, источники, содержащие автор­ские, эксклюзивные материалы, ценятся выше. Но при этом требуют отдельного определения их авторитетности. Простейшая проверка — поиск подтверждений найденному оригинальному факту в нескольких источниках.

Инструментом измерения авторитетности источника в сети могут также служить разнообразные рейтинги: готовые, составленные по определенным формальным признакам; случайные, например чужие списки готовых источников по теме, рекомендуемых ссылок, а также уникальные, составленные, например, на основе анализа статистики посещений нескольких сайтов вкупе с характеристиками аудитории, на основе отдельных экспертных оценок или с применением специ­альных инструментов.

С профессиональной точки зрения наиболь­шее доверие вызывают источники с высоким индексом цитирования.

Например, в Национальной электронной библиотеке, ныне вхо­дящей в «Интегрум», для оценки влиятельности СМИ по аналогу с оценкой влиятельности научных журналов был разработан соответ­ствующий инструмент. Он позволяет определять ссылки на конкрет­ное издание в текстах других СМИ. Для исследуемого издания по архивам библиотеки могут быть выявлены все СМИ, ссылающиеся на него за определенный период времени, количество ссылок в каж­дом издании, даты ссылок.

На основании этой информации вычисляется так называемый импакт-фактор издания — характеристика его авторитетности. Импакт-фактор тем выше, чем больше цитат из статей данного издания встречается в прессе.

Легко представить, что импакт-фактор, а зна­чит, и авторитетность РИА «Новости» как информационного агент­ства в целом выше, чем, например, РБК. При этом вычисление импакт-фактора РБК как источника экономической информации по­кажет его превосходство над РИА, тогда как традиционное сравнение источников по охвату аудитории здесь показательным не будет.

Кроме того, важна оценка информации, которую содержит ис­точник, по признаку актуальности.

Следует отметить, что упомянутые здесь характеристики источ­ников весьма изменчивы, поэтому выбор постоянного круга источ­ников информации особого смысла не имеет. Кроме того, новые источники появляются с огромной скоростью.

Поэтому важен не спи­сок источников как таковой, а лишь представление о том, какого рода информация, где содержится и как можно сравнить источники с точки зрения ценности информации и удобства пользования.

Источники также можно классифицировать по их генезису в об­ществе. Они могут быть результатом деятельности органов власти, силовых структур, государственных предприятий, коммерческих компаний, финансовых структур, партий и общественных организа­ций, СМИ и частных лиц.

При такой классификации на популярность источников среди журналистов влияет степень доступности, активности, компетентно­сти и информационная открытость структур, в которых они возник­ли. Поскольку эти характеристики динамичны, меняется и картина востребованности таких источников. Вот, например, данные, кото­рые приводит Комиссия по свободе доступа к информации:

Данные об основных источниках информации, используемых журналистами,

% всех опрошенных представителей массмедиа

Источники информации  1999 2000 1999 2000
Законодательная власть 56,6 39,1
Исполнительная власть 83,7 76,8
Правоохранительные, судебные органы 46,2 53,6
Госпредприятия 48,4 58,0
Коммерческие структуры 22,9 36,2
Финансовые структуры 17,9 34,8
Партии и общественные организации 34,6 31,9
Информационные органы 37,5 47,8
Частные лица 39,7 56,5

Навигация по источникам

Количество источников информации, которые Moryi пригодить­ся в работе профессиональному поисковику или журналисту, так ве­лико, а классификации их так разнообразны, что выбор был бы не­возможен, если бы не каталоги, перечни и другие средства навигации в информационном пространстве, а также профилированные базы данных, объединяющие едиными инструментами поиска иногда сот­ни тысяч источников.

Простейший способ навигации — вопрос к компетентному кол­леге. Как правило, в каждом издании существует уже сложившийся круг источников, которыми принято пользоваться. Обращение к справочной литературе также служит ориентиром в море источников. Однако опять же следует отметить, что готовые списки быстро уста­ревают.

Представляется более целесообразным пользоваться профес­сиональными онлайновыми ресурсами, где актуальность списков поддерживается редакцией или самими посетителями. Навигаторами могут быть также специализированные ресурсы, оповещающие о по­явлении новых источников информации в новостийном режиме.

Чаты и форумы, особенно профессиональные, также могут слу­жить делу навигации в информационном поле — значительное коли­чество посетителей обращается к сообществу с вопросом, где бы най­ти нужную информацию. В этом случае ответ будет содержать не только ссылки или названия, а также характеристики-источников, но не будут гарантированы полнота или компетентность.

Общего закона навигации по информационным источникам не су­ществует. Отвечая на вопрос, где об этом можно узнать, каждый выби­рает свой путь, определяемый особенностями поисковой задачи, фанта­зией, логикой, компетентностью и связями с окружающим миром.

Однако существуют системы, объединяющие порой сотни тысяч источников, с практически идеальной навигацией. Речь идет о базах данных как источниках информации для профессиональных журна­листов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)