От средств к системе
Средства массовой информации, или массмедиа, считаются важнейшим функциональным компонентом коммуникативного пространства. Однако за известной аббревиатурой СМИ, обозначающей средства массовой информации, сегодня в содержательном смысле не стоит какого-либо реально существующего объекта.
В СССР (и не только в СССР) существовал государственный институт, с помощью которого государство внедряло в сознание публики информацию, соответствующую своей политике. Иными словами, речь шла исключительно об односторонней вещательно-пропагандистской стратегии работы средств массовой информации.
В этой ситуации большее значение уделялось форме подачи информации и ее идеологическому наполнению, чем собственно ее содержанию и коммуникации как таковой. В массовое сознание внедрялись не только тщательно отфильтрованные факты, но и способы их восприятия сознанием индивида, т.е. фактически формировалось заранее приготовленное мнение.
Необходимо признать, что советские пропагандистские технологии были достаточно долго сверхэффективны, так что понятия и мнения у советского народа были за редким исключением единообразны. Столь же единообразно, впрочем, было и мнение протестных (диссидентских) групп, формируемых СМИ идеологических противников, использующих в работе те же принципы.
Сегодня ситуация изменилась, но не столько благодаря политическим преобразованиям, сколько из-за того, что средства массовой информации фактически перестали существовать в качестве автономного централизованного общественного института. Произошло смещение от информирования к коммуницированию, в массмедиа прочно внедрился интерактив как один из основных принципов работы любого издания.
Конечно, серьезный вклад в этот процесс внес интернет. В первые годы своего существования интернет был игрушкой для достаточно узкого круга специалистов. Публикации в нем игнорировались традиционными СМИ. Фактически интернет на первых порах своего развития находился в зоне информационного андеграунда.
Принципы, лежащие в основе функционирования интернета, начали преобразовывать структуру СМИ. Особенно велика роль таких системных свойств интернета, как децентрализация (у интернета нет и не может быть центра управления), открытость, отсутствие пространственных и временных ориентиров. А это означает, что многие актуальные задачи, лежащие в сфере PR, политтехнологий, экономики, уже не могут эффективно решаться исключительно информационно (вещательно), а необходимо их коммуникационное решение.
Таким образом, за терминами «СМИ» и «массмедиа» стоит уже нечто иное. Ключевое слово «средство» здесь теряет свой изначальный медийный смысл, так как вслед за Маршаллом Маклюэном можно с уверенностью сказать, что средство само становится содержанием, поворачиваясь к нам своей сущностной изнаночной стороной.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу