Особые экономические зоны: понятие, содержание, особенности

Результаты исследования монографического, нормативно-правового, практического материала позволяют сделать вывод о том, что, существует некоторое смешение понятий в рамках данной тематики.
Разные взгляды на понятие особая экономическая зона.

В рамках российского законодательства обобщённое понятие – особая экономическая зона (ОЭЗ), или в некоторых учебниках или статьях – свободная экономическая зона (СЭЗ). Но в целом общее понятие ОЭЗ является равноценно термину СЭЗ.

Другой взгляд со стороны перевода понятия– specialeconomiczone. Чаще переводят как ОЭЗ (особая экономическая зона). Но иногда переводят дословно «Специальная экономическая зона», сокращённо также СЭЗ, что может вносить некоторую путаницу.

Ещё одно смешение понятий возникает при толковании термина Зона свободной торговли как подсистема Торговых ОЭЗ. Существует понятие зоны свободной торговли, как степени интеграции.
При этом содержание рассматривается следующим образом: предоставление беспошлинного режима для товаров странподписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами,  предоставление беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на всей территории стран подписантов.

Одновременно существует понятие зоны свободной торговли, как классификации торговых особых экономических зон, которые: действуют на основе решения внутри одной страны (иногда, в случае трансграничных зон– нескольких),  действуют для всех стран, выполнивших критерии,  могут действовать не только в отношении товаров,  часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.

Необходимо уточнить, что и в английском языке существует смешение понятий. Например – понятие «freetradezone»может рассматриваться, и как зона свободной торговли и, как этап интеграции.

Цели создания ОЭЗ с точки зрения государства:

Привлечение прямых иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг.
Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
Развитие экспортной базы:

Замещение импорта.
Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов.
Приближение производства к потребителю.
Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин.
Доступ к инфраструктуре.

Использование более дешёвой рабочей силы. Снижение административных барьеров.  Развитие территории. Классификация ОЭЗ. ОЭЗ могут быть классифицированы по видам хозяйственной деятельности, по степени организации, по степени интеграции в национальную экономику, по принципу национальности и по системам предоставляемых льгот. По видам хозяйственной деятельности.

Торговая зона (ТЗ) – территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.). Отличаются достаточно быстрой окупаемостью. Основные виды:

Свободные порты.
Свободные города.
Зоны свободной торговли.
Свободные таможенные зоны.
Магазины DutyFree.

Промышленно-производственная зона (ППЗ) – часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. Часто может служить целям экспортного ориентирования или импортозамещения. Основные виды:

Зона одной отрасли.
Зона одного предприятия.
Экспортно-производственная зона.
Промышленный парк.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) – территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюрои организации. Зоны нацелены на разработку НИОКР и коммерциализацию результатов. Некоторые виды:

технопарк;
технополис.

Сервисная зона – территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками). Основные виды:

Зона свободных банковских услуг.
Зона свободных финансовых услуг.
Зона свободных страховых услуг
Зона свободных туристско-рекреационных услуг.

Офшорная зона– отдельно, но есть отличия.

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это – зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии. Некоторые виды:

Свободная зона.
Свободная экономическая зона.
Особая экономическая зона.
По степени организации.

Территориальные ОЭЗ – льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды:

Анклавные зоны – либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли.

Открытые зоны – существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристко-рекреационных.

Функциональные ОЭЗ – льготы предоставляются под конкретную деятельность, причём размещаться предприятие может быть в любом месте страны. По факту, компаниям предоставляется свободный экономический режим в зависимости от того, в какие сферы намерено государство привлекать компании. Часто бывают экспорто-ориентированных компаний

Территориально-функциональные ОЭЗ

По степени интеграции в национальную экономику.

Зоны, интегрированные в национальную экономику. Ориентир – развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону; помощь в решении проблемы экспортного производства; повышение технологического уровня производства; повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей. Бывают часто комплексными, технико-внедренческими и пр.

Анклавные (экспортно-ориентированные). Производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. То есть работа в рамках программ сбыта товаров на внешнем рынке. Бывают часто торговыми и промышленно-производственными: зоны одного предприятия, экспортно-производственные зоны, разные высокотехнологичные компании.

По принципу национальности:

Национальные.
В рамках одного государства.
Трансграничные.
В рамках двух и более государств.

Примеры: В 1950-е гг. создавали в практике ЕС (Еврорегионы), до 100 штук, в которых участвует сейчас даже Россия; «Треугольник экономического роста», «Зоны экономического роста» в рамках АТЭС. Затем такие зоны стали создаваться даже в Африке. По системам льгот:

Налоговые льготы: предоставление налоговых льгот;
Торговые, или таможенные (импорт), – частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
Таможенные льготы – освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
Финансовые льготы – инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;
Административные льготы – упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж;

На территории Российской Федерации.

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Цель создания особых экономических зон – развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции,расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания – ОАО ОЭЗ «Особые экономические зоны», единственным акционером, которого является само государство.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
Предоставляется ряд налоговых преференций;
Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
Технико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
Портовые зоны.
Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь», ОЭЗ в Калининградской области), условия, функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

В Магаданской области действует ОЭЗ, условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 104-ФЗ от 31.05.1999 г.

Всего на 1 января 2016 года в России действовали 33 особые экономические зоны: девять промышленно-производственных, шесть технико-внедренческих, три портовых и пятнадцать туристско-рекреационных.
Промышленные ОЭЗ Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям– это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества.

Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Eлабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк).

12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В декабре 2010 года – была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина» (Верхняя Салда, Свердловская область).

В августе 2015 года Правительство РФ подписало Постановление № 826 о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа «СТУПИНО КВАДРАТ»в Ступинском муниципальном районе Московской области.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

Автомобилей и автомобильных компонентов.
Строительных материалов.
Химической и нефтехимической продукции.
Бытовой техники и торгового оборудования.
Инновационные ОЭЗ.
Шесть инновационных зон располагается на территории Татарстана,Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда), Дубны и Фрязино (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

Нано – и биотехнологии.
Медицинские технологии.
Электроника и средства связи.
Информационные технологии.
Точное и аналитическое приборостроение.
Ядерная физика.
СВЧ-технологии.
Туристические ОЭЗ.
Туристско-рекреационная зона

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в Северокавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг, как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком
на 49 лет.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск Восточный» (особая экономическая зона) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае – формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России В. Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу.

На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам.

Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

Условия создания:

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ: Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²); Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
Туристско-рекреационные;
Портовые.
Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.

На территории ОЭЗ не допускается:

Добыча и переработка полезных ископаемых;
Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

Одной из современных разновидностей особого правового режима территориально локального ведения предпринимательской деятельности выступают территории опережающего развития (ТОР).

Федеральные власти, именно с ними связывают надежды на успешную реализацию стратегии форсированного социально-экономического развития дальневосточного макрорегиона.

Сеть ТОР должна обеспечить инвесторам идеальные условия для деятельности, что сделает Дальний Восток конкурентоспособным в бизнесе, с представителями таких стран и городов, как Китай, Япония, Корея, Сингапур, Гонконг.

Регламентирует работу по созданию сети ТОР ФЗ №473 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», принятый 29 декабря 2014 года. Одновременно внесены поправки в Налоговый Кодекс и приняты изменения в Гражданский и Земельный кодексы РФ.
Основополагающая идея ТОР состоит в предоставлении преференций инвесторам, намеревающимся хозяйствовать на специально отобранной территории.

Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка дал достаточное четкое определение территориям опережающего экономического развития на Дальнем Востоке – это особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные парки, техно – и агропарки и соответствующая инфраструктура, которая создает систему, обеспечивающую процесс притока инвестиций, создания новых предприятий, реализации инвестиционных проектов.

В отличии от существующих ОЭЗ, ТОР изначально предполагается создавать под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие виды планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Территория опережающего развития создается на 70 лет, и срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон. ОЭЗ создаются на 49 лет. Зоны территориального развития создаются на 12 лет.

В рамках ТОР разрешается вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары. Указанная деятельность запрещена в ОЭЗ.

В рамках ТОР должно быть обеспечено максимальное упрощение процедур реализации инвестиционных проектов. Вводится режим свободной таможенной зоны, и предоставляются беспрецедентные налоговые льготы.

Для резидентов предусмотрено ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности.

Глава Минэкономразвития России предложил распространить режим ТОР на всю страну. В частности, федеральное правительство поддержало специальный законопроект о создании территорий опережающего развития в моногородах. Имеются в виду моногорода с уже сложным социально-экономическим положением и демонстрирующие риски его ухудшения.

Современное состояние деятельности по формированию особых экономических зон. В Российской Федерации институт особых экономических зон сформирован Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ).

С вступлением в силу указанного Федерального закона прекратили свое существование все созданные ранее экономические зоны за исключением функционирующей в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области».

В настоящее время в Российской Федерации, кроме особых экономических зон, создание которых осуществляется в соответствии с вышеназванными федеральными законами, существуют следующие зоны территориального развития:

– особая экономическая зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

– созданные в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

– свободная экономическая зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

– территории опережающего развития, созданные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

По состоянию на 1 января 2016 года в Российской Федерации на территориях 30 субъектов Российской Федерации созданы 33 особые экономические зоны, из них 9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые зоны и 15 – туристско рекреационного типа.

Правовой режим ОЭЗ на территории Российской Федерации, порядок создания и прекращения существования, а также особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории определены Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ.

Несмотря на то, что с момента принятия указанного Федерального закона в него вносились многочисленные изменения (19 редакций), механизм создания, развития и управления ОЭЗ не совершенен и требует доработки.

В 2014 году Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 538033-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование механизма функционирования и управления 138 особыми экономическими зонами.

Законопроектом предусматривались разделение особых экономических зон по уровням на федеральные и региональные с различным порядком создания, функционирования и преференций, возможность осуществления на территории федеральной ОЭЗ промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско – рекреационной деятельности, установление правовых основ создания и функционирования региональных ОЭЗ.

Счетной палатой Российской Федерации в заключении от 7 июля 2014 года № ЗСП-296/08-02, направленном в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации письмом от 8 июня 2014 года № 01-1955/08-02, было рекомендовано доработать законопроект. Без учета замечаний Счетной палаты указанный законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (постановление от 17 сентября 2014 года № 4876-6 ГД).

До настоящего времени указанный законопроект во втором чтении не рассматривался. С момента создания первых ОЭЗ прошло почти 10 лет, при этом до настоящего времени отсутствует документ, определяющий стратегию развития особых экономических зон, конкретные цели и задачи государства в данной области и пути их реализации.

Кроме того, на этапе согласования с Минэкономразвития России программных и стратегических документов целесообразна их увязка с механизмом особых экономических зон.

При значительном объеме средств, направленных из федерального бюджета на создание и функционирование ОЭЗ, ни отдельной государственной программы Российской Федерации, ни подпрограммы в составе государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», объединяющей в себе все направления расходования средств и мероприятия по созданию и функционированию ОЭЗ, не предусмотрено.

При этом основные направления механизма создания и развития ОЭЗ рассредоточены по нескольким мероприятиям и госпрограммам, что привело к ослабленному контролю над эффективностью указанного механизма, необоснованному планированию бюджетных ассигнований на указанные цели и отсутствию комплексной оценки влияния функционирования ОЭЗ на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса.

В государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316, предусмотрено 2 основных мероприятия по финансированию проектов в сфере создания и функционирования особых экономических зон: «Развитие особых экономических зон» (финансирование по разделу 04 «Национальная экономика») и «Реализация проекта Международного банка реконструкции и развития «Содействие созданию и развитию особых экономических зон в Российской Федерации» (финансирование по разделу 01 «Общегосударственные вопросы»).

В настоящее время статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ определено, что целями создания ОЭЗ являются развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработка технологий и коммерциализация их результатов, производство новых видов продукции.

Данная формулировка целей является общей, их содержание не раскрывается, фактически это просто группировка видов экономической деятельности, а некоторые понятия пересекаются между собой.
Например, обрабатывающие отрасли могут быть высокотехнологичными отраслями, а разработка технологий и их коммерциализация также должна иметь место в обрабатывающих отраслях.

Разработка единой государственной политики в сфере создания, функционирования и управления ОЭЗ возлагается на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Изначально, с 2005 года, функции по управлению ОЭЗ и контролю над выполнением соглашений об осуществлении деятельности в ОЭЗ осуществляло Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (далее – РосОЭЗ), подведомственное Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 года № 1107 «Вопросы Министерства экономического развития Российской 140 Федерации» РосОЭЗ упразднено и его функции переданы Минэкономразвития России.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управляющей компании на основании Соглашения о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной могут быть переданы отдельные полномочия по управлению ОЭЗ.

Управляющая компания – открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации.

Или хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2006 года № 211, РосОЭЗ осуществляло полномочия по реализации от имени Российской Федерации прав акционера (100%) условий для создания объектов инфраструктуры и иных объектов, а также для управления указанными объектами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 641 «Об осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера открытого акционерного общества «Особые экономические зоны» указанные полномочия были переданы Минэкономразвития России.

По состоянию на 1 января 2016 года под управлением АО «ОЭЗ» находилось 5 ОЭЗ, под управлением дочерних обществ АО «ОЭЗ» – 19 ОЭЗ (в том числе 6 ОЭЗ под управлением АО «КСК»), под управлением юридических лиц, не являющихся дочерними обществами по отношению АО «ОЭЗ», – 3 ОЭЗ.

Акционерное общество «Особые экономические зоны» На момент преобразования федерального государственного предприятия «Внешнеэкономическое объединение «Внешстройимпорт» в ОАО «ОЭЗ» (с 2014 года – АО «ОЭЗ») его уставный капитал составлял 85,7 млн. рублей.

Уставный капитал АО «ОЭЗ» увеличивался за счет средств, выделенных из федерального бюджета в виде взносов Российской Федерации в уставный капитал.

По состоянию на 1 января 2016 года уставный капитал АО «ОЭЗ» составляет 121615,9 млн. рублей и состоит из 121615947 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.

Все акции полностью оплачены, привилегированных акций нет. АО «ОЭЗ» в действующих на территории Российской Федерации кредитных организациях открыто 29 счетов в рублях и 2 счета в иностранной валюте (доллары США и евро). Кроме того, открыто 2 лицевых счета для учета операций не участника бюджетного процесса в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.

С 2006 года в структуру АО «ОЭЗ» входили 9 филиалов. Филиалы находятся в Республике Бурятия, Иркутской, Самарской и Ульяновской областях. Филиалы представлены в Республике Алтай, г. Санкт-Петербурге, г. Москве (Зеленоград), Краснодарском и Ставропольском краях.

Из них в период с 2011 года ликвидированы 4 филиала (в Краснодарском крае и Ставропольском крае, Ульяновской и Самарской областях). АО «ОЭЗ» является управляющей компанией пяти особых экономических зон (ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», ОЭЗ ТВТ «Санкт- Петербург», ОЭЗ «ТРТ «Долина Алтая», ОЭЗ «ТРТ «Байкальская гавань», ОЭЗ «ТРТ «Ворота Байкала»).

АО «КСК» является управляющей компанией шести особых экономических зон (туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе). Остальные 16 особых экономических зон находятся под управлением различных юридических лиц, созданных для управления соответствующими зонами, 13 из которых являются дочерними АО «ОЭЗ» акционерными обществами.

Особые экономические зоны, на создание которых не были предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета (ОЭЗ «ППТ «Ступино-Квадрат», ОЭЗ ППТ «Лотос»), находятся под управлением юридических лиц, не являющихся дочерними по отношению к АО «ОЭЗ».

Вопрос о передаче полномочий по управлению 5 ОЭЗ не решен в связи с неурегулированностью вопросов, связанных с земельными участками (на территории Республики Адыгея, Ставропольского края, Краснодарского края, Мурманской области, острова Русский).

ОЭЗ «ТВТ «Фрязино» создано в декабре 2015 года. Полномочия по управлению ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» и ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» дочерним АО «ОЭЗ» не переданы. Аналогичная ситуация по объектам – общество АО «ОЭЗ «Зеленоград», АО «ОЭЗ «Иркутск», АО «ОЭЗ «Алтай».

В соответствии с условиями соглашений об управлении, компания выполняет следующие функции:

– обеспечивает создание объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для функционирования ОЭЗ, в соответствии с Перечнем объектов инфраструктуры;
– обеспечивает функционирование указанных объектов; – привлекает резидентов и иных инвесторов в ОЭЗ, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ;
– разрабатывает проект планировки ОЭЗ и представляет его на утверждение в Минэкономразвития России;
– обобщает и направляет в Минэкономразвития России в сроки, установленные соглашением об управлении, фактические значения показателей функционирования ОЭЗ, отражающие деятельность управляющей компании и резидентов ОЭЗ, и установленные соглашением об управлении.

Кроме того, дополнительными соглашениями к соглашениям об управлении ОЭЗ Минэкономразвития России передавало управляющим компаниям ряд полномочий, в том числе:

– опубликование не реже чем один раз в квартал в печатных и электронных СМИ, определяемых Минэкономразвития России, сведений о наличии земельных участков, государственного и (или) муниципального имущества, расположенных в границах ОЭЗ и не сданных в аренду;
– управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением об управлении;
– получение технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим строительство и реконструкцию на территории ОЭЗ.

В последнее время, отдельным стратегическим направлением развития страны называют сокращение числа моно профильных муниципальных образований.

Согласно вектору на сокращение моногородов в них в ближайшие два года будут создавать условия для ведения бизнеса. Ставятся следующие задачи по превращению моногородов, в города со здоровой структурой экономики:

Увеличение трудовой занятости населения.
Улучшение качества городской среды.
Повышение инвестиционной привлекательности моногородов.
Создание не менее 200 000 новых рабочих мест к 2018 г.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 г. N 1398-р «О Перечне моно профильных муниципальных образований РФ (моно-городов)» (с изменениями и дополнениями), в перечне числятся 319 муниципальных образований. В них проживает каждый десятый гражданин России.

Они внесены в реестр моногородов, зависимых от градообразующего предприятия. В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614 “Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях моно профильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)”;

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2016 г. N 940 «О создании территории опережающего социально-экономического развития “Надвоицы” (Республика Карелия);

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2016 г. n 942«О создании территории опережающего социально-экономического развития “Краснотурьинск” (Свердловская область);

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2016 г. n 941 «О создании территории опережающего социально-экономического развития АнжероСудженск” (Кемеровская область) – в России созданы территории опережающего социально-экономического роста.

Законом о территориях опережающего социально-экономического развития на десять лет снижаются ставки страховых взносов с 34 до 7,6%, федеральная часть налогов обнуляется, а региональная ставка снижается на 5 п. п. Резиденты ТОСЭР на пять лет освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество.

Намечено создать инфраструктуру промышленных парков, в которых будут построены предприятия разного профиля. Будут открыты бизнес инкубаторы для субъектов малого и среднего бизнеса.

Намечено минимизировать до месяца срок согласования всех процедур от подачи заявления о желании стать резидентом индустриальных парков до получения такого статуса.

Кратко обобщим представленную информацию.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это территория, обладающая особым юридическим статусом, на которой действуют льготные экономические условия на осуществление деятельности для российских или иностранных предпринимателей.

Юридические лица, которые ведут свое хозяйствование на территории ОЭЗ, называются ее резидентами.
Создание ОЭЗ в первую очередь, призвано решить стратегические задачи развития страны в целом или отдельных ее регионов в частности. Также с помощью инструмента особых зон решаются вопросы развития отдельных отраслей (промышленность, внешняя торговля, социальная сфера, научно-технический прогресс и т.д.).

Государство, организуя ОЭЗ:

– привлекает частные отечественные и иностранные капиталы (инвестирование в передовые производства или инфраструктуру),

– способствует созданию рабочих мест для квалифицированных кадров (таким образом, способствуя удержанию интеллектуального потенциала в стране),
– осуществляет политику импортозамещения и развития отечественного производителя.

Резиденты, участвуя в функционировании ОЭЗ, получают возможность:

– снизить производственные и административные расходы за счет льготного налогообложения, пошлин, арендных ставок, а значит, создавать конкурентоспособный продукт;
– привлекать квалифицированных специалистов из числа отечественных кадров;
– минимизировать собственные затраты за счет льготных условий на экспорт и импорт и увеличить доходную часть.

Кроме того, достаточно часто строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ государство производит полностью или частично за свой счет.

Основная суть создания ОЭЗ – освоение или развитие новых территорий (или отраслей). Как наглядный пример можно привести Крым: на территории полуострова весь бизнес адаптирован под украинское законодательство и систему налогообложения.

Для того чтобы предприниматели смогли перестроить систему хозяйствования и выйти на ценовой уровень России, нужно время и льготные условия. Именно на это и пошло правительство РФ, снизив налоги на добавленную стоимость, упростив систему таможенных пошлин, пересмотрев систему страхования и регистрации предприятий.

Особый предпринимательский режим создается всегда таким, чтобы он был выгоден резидентам, которые в свою очередь выполняют стратегическую задачу развития определенной отрасли или территории, выпускают необходимый государству продукт

Представляемые льготы и преференции.

инвестиционные и налоговые льготы (например, налоговые каникулы различной продолжительности, налоговые освобождения и/или низкие ставки взимаемых налогов, отсутствие валютного контроля и сво-
бодное возвращение прибыли);

торговые привилегии (минимальные торговые ограничения) – сниженные ставки или отсутствие пошлин на импорт сырья, полуфабрикатов и основных фондов, необходимых для производства и экспорта полуфабрикатов или конечной продукции;

мягкие ограничения (или отсутствие ограничений) на владение иностранцами производственными фондами;

относительно дешевые и доступные инфраструктура и услуги – обеспечение электроэнергией, водой, дорогами, транспортными и коммуникационными услугами (например, субсидирование платы за коммунальные услуги);

относительно дешевые и доступные земельные участки и здания – обеспечение производственных и складских площадей по низким ставкам арендной платы (зачастую субсидируемых);

минимальные стандарты требований к рабочему месту и заработной плате или их отсутствие (т.е. вопросы охраны здоровья и безопасности на производстве);

минимальные стандарты требований к охране окружающей среды и уровню загрязнений или их отсутствие;

большое количество дешевой, и не объединенной в профсоюзы рабочей силы (или ограничения на организации трудящихся);

доступ к рынкам (к внутреннему рынку страны, где располагается зона, и/или к рынкам соседних стран);

долгосрочные налоговые каникулы и льготы в части налога на прибыль;

упрощенные таможенные процедуры (например, таможенная регистрация прямо в пределах предприятия или ускоренное получение разрешения).

Существуют следующие виды особых экономических зон: зоны свободной торговли – не попадающие под юрисдикцию национальной таможенной территории, где проводится хранение пропродукции, ее предпродажная подготовка, упаковка, тестирование и т.д.;

промышленно-производственные зоны – промышленные комплексы, специализирующиеся на производстве определенного товара;

технико-внедренческие зоны – районы научно-технической, проектной и инженерной деятельности и изысканий (технопарки);

туристические зоны – рекреационные зоны для туризма и отдыха, где действуют льготы для предпринимателей;

сервисные зоны – территория, на которой осуществляется финансовая (офшоры) или экспортно-импортная деятельность (риэлтерские и транспортные услуги); комплексные зоны – территория льготного хозяйствования, определенная административными границами района.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям:

Зона свободной торговли (ЗСТ)– территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) – часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ)– территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры

ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ)– территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность – создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона – территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района.

Это – зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику:

Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот:

Налоговые льготы: налоговые «каникулы»– частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т.п.

Таможенные (импорт) льготы – частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные льготы (экспорт) – освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые льготы – инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные – упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Территория опережающего экономического развития (ТОЭР) – это особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные парки, техно – и аграрные парки, и соответствующая инфраструктура, которая создает систему, обеспечивающую процесс притока инвестиций, создания новых предприятий, реализации инвестиционных проектов.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – это территория муниципального образования (моногород, сельское поселение), обладающая особым юридическим статусом. Статус предполагает действие льготных экономических условий на осуществление деятельности для предпринимателей.

Юридические лица, которые ведут свое хозяйствование на территории ТОСЭР, называются ее резидентами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)