Особенности расширения перечня инструментов для стимулирования предпринимательства на территориях

В последнее время, отдельным стратегическим направлением развития страны называют сокращение числа моно профильных муниципальных образований.

Согласно вектору на сокращение моногородов в них в ближайшие два года будут создавать условия для ведения бизнеса.

Ставятся следующие задачи по превращению моногородов, в города со здоровой структурой экономики:
Увеличение трудовой занятости населения. Улучшение качества городской среды.

Повышение инвестиционной привлекательности моногородов. Создание не менее 200 000 новых рабочих мест к 2018 г. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 г. N 1398-р «О Перечне моно профильных муниципальных образований РФ (моногородов)» (с изменениями и дополнениями), в перечне числятся 319 муниципальных образований. В них проживает каждый десятый гражданин России.

Они внесены в реестр моногородов, зависимых от градообразующего предприятия.

В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614 “Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях моно профильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)”, Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2016 г. N 940 «О создании территории опережающего социально-экономического развития “Надвоицы” (Республика Карелия), Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2016 г. n 942 «О создании территории опережающего социально-экономического развития “Краснотурьинск” (Свердловская область), Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2016 г. n 941 «О создании территории опережающего социально-экономического развития АнжероСудженск” (Кемеровская область) – в России созданы территории опережающего социально-экономического роста.

Законом о территориях опережающего социально-экономического развития на десять лет снижаются ставки страховых взносов с 34 до 7,6%, федеральная часть налогов обнуляется, а региональная ставка снижается на 5 п. п. Резиденты ТОСЭР на пять лет освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество.

Намечено создать инфраструктуру промышленных парков, в которых будут построены предприятия разного профиля. Будут открыты бизнес – инкубаторы для субъектов малого и среднего бизнеса.

Намечено минимизировать до месяца срок согласования всех процедур от подачи заявления о желании стать резидентом индустриальных парков до получения такого статуса.

Федеральные власти, именно с территориями опережающего развития (ТОР) связывают надежды на успешную реализацию стратегии форсированного социально-экономического развития дальневосточного макрорегиона.

Сеть ТОР должна обеспечить инвесторам идеальные условия для деятельности, что сделает Дальний Восток конкурентоспособным в бизнесе, с представителями таких стран и городов, как Китай, Япония, Корея, Сингапур, Гонконг.

Регламентирует работу по созданию сети ТОР ФЗ №473 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», принятый 29 декабря 2014 года. Одновременно внесены поправки в Налоговый Кодекс и приняты изменения в Гражданский и Земельный кодексы РФ.

Основополагающая идея ТОР состоит в предоставлении преференций инвесторам, намеревающимся хозяйствовать на специально отобранной территории.

ТОР изначально предполагается создавать под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие виды планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Территория опережающего развития создается на 70 лет, и срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон. ОЭЗ создаются на 49 лет. Зоны территориального развития создаются на 12 лет.

В рамках ТОР разрешается вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары. Указанная деятельность запрещена в ОЭЗ.

В рамках ТОР должно быть обеспечено максимальное упрощение процедур реализации инвестиционных проектов. Вводится режим свободной таможенной зоны и предоставляются беспрецедентные налоговые льготы.

Для резидентов предусмотрено ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности. Глава Минэкономразвития России предложил распространить режим ТОР на всю страну. В частности, федеральное правительство поддержало специальный законопроект о создании территорий опережающего развития в моногородах. Имеются в виду моногорода с уже сложным социально-экономическим положением и демонстрирующие риски его ухудшения.

Ранее в Российской Федерации был сформирован институт особых экономических зон.

Создание зон регламентировалось Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». С вступлением в силу указанного Федерального закона прекратили свое существование все созданные ранее экономические зоны за исключением функционирующей в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области».

В настоящее время в Российской Федерации, кроме особых экономических зон, создание которых осуществляется в соответствии с вышеназванными федеральными законами, существуют следующие зоны территориального развития:

– особая экономическая зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

– созданные в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

– свободная экономическая зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

– территории опережающего развития, созданные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

По состоянию на 1 января 2016 года в Российской Федерации на территориях 30 субъектов Российской Федерации созданы 33 особые экономические зоны, из них 9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые зоны и 15 – туристско рекреационного типа.

Несмотря на то, что с момента принятия указанного Федерального закона в него вносились многочисленные изменения (19 редакций), механизм создания, развития и управления ОЭЗ не совершенен и требует доработки.

В 2014 году Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 538033-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование механизма функционирования и управления 138 особыми экономическими зонами.

Законопроектом предусматривались разделение особых экономических зон по уровням на федеральные и региональные с различным порядком создания, функционирования и преференций, возможность осуществления на территории федеральной ОЭЗ промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско- рекреационной деятельности, установление правовых основ создания и функционирования региональных ОЭЗ.

Цели создания ОЭЗ с точки зрения государства:

  • Привлечение прямых иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг.
  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
  • Развитие экспортной базы.
  • Замещение импорта.
  • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

  • Приближение производства к потребителю.
  • Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных
  • таможенных пошлин.
  • Доступ к инфраструктуре.
  • Использование более дешёвой рабочей силы.
  • Снижение административных барьеров.
  • Развитие территории.
  • Классификация ОЭЗ.

ОЭЗ могут быть классифицированы по видам хозяйственной деятельности, по степени организации, по степени интеграции в национальную экономику, по принципу национальности и по системам предоставляемых льгот.

По видам хозяйственной деятельности.

Торговая зона (ТЗ) – территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.). Отличаются достаточно быстрой окупаемостью.

  • Основные виды:
  • Свободные порты.
  • Свободные города.
  • Зоны свободной торговли.
  • Свободные таможенные зоны.
  • Магазины Duty Free.

Промышленно-производственная зона (ППЗ) – часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. Часто может служить целям экспортного ориентирования или импортозамещения. Основные виды:

  • Зона одной отрасли.
  • Зона одного предприятия.
  • Экспортно-производственная зона.
  • Промышленный парк.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) – территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Зоны нацелены на разработку НИОКР и коммерциализацию результатов.

  • Некоторые виды:
  • технопарк;
  • технополис.

Сервисная зона – территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками).

Основные виды:

  • Зона свободных банковских услуг.
  • Зона свободных финансовых услуг.
  • Зона свободных страховых услуг
  • Зона свободных туристско-рекреационных услуг.

Офшорная зона – отдельно, но есть отличия. Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района.

Это – зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

Территориальные ОЭЗ – льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды:

Анклавные зоны – либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли. Открытые зоны – существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.

Функциональные ОЭЗ – льготы предоставляются под конкретную деятельность, причём размещаться предприятие может быть в любом месте страны. По факту, компаниям предоставляется свободный экономический режим в зависимости от того, в какие сферы намерено государство привлекать компнии. Часто бывают экспорто-ориентированных компаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)