Особенности развития социально-культурных технологий

К важнейшим компонентам технологического процесса мож­но отнести прежде всего диагностику потребностей, интересов, за­просов, уровня социальной зрелости объекта управления, умение технолога ставить цели и их диагностировать, что способствует бо­лее дифференцированному определению качества планируемого и полученного результата.

Сложность заключается в том, что очень трудно описать и выстроить такие характеристики во всей совокуп­ности социокультурных процессов, которые способствовали бы формированию качеств личности на необходимом уровне, и преду­смотреть все случаи наложения процессов, искажающих результат.

Следующий, не менее важный компонент, – это мотивация и организация, т.е. выявление мотивов посещения учреждений социокультурной сферы, уровня развития личности и разработка диффе­ренцированного подхода к группам разного уровня развития, фор­мирование комплексных групп с возможностью взаимовлияния и взаимовоспитания, привлечение их к различным видам деятельно­сти, поддержание и развитие интереса к социально значимым видам деятельности.

Следующий компонент должен представлять, как мы уже от­мечали, контроль действия средств СКД, который осуществляется через взаимодействие участника социокультурных проектов с эти­ми средствами.

В технологии значительное место отводят процессу контроля за качеством и эффективностью получаемых результатов, а блоки организации и контроля при этой модели равноценны по значимо­сти, взаимозависимы и взаимодополняемы.

Интересно
Если вернуться вновь к сравнению методики и технологии, то это различие становится особенно наглядным при сопоставлении таких компонентов процесса, как организация и контроль. В мето­дике главным в процессе является организация социально-культурной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей и развитию личности, а в технологии компоненты организации и контроля становятся равнозначными. И при игнорировании или недостаточном внимании к одному из них снижается эффективность всего технологического цикла.

Особенности развития социально-культурных технологий

Как видно из представленной схемы, в процессе, построенном на технологических принципах, появляется немаловажное звено -«действие средств СКД». Средства становятся ключевыми в техно­логических процессах, используемых в социально-культурной дея­тельности, как это имеет место и в производственных технологиче­ских процессах.

Но технологии, применяемые в социокультурной сфере, име­ют свои особенности не только при сопоставлении их с производственными технологиями, но и в сравнении с другими социальными технологиями:

  • поскольку технологии СКД имеют дело с людьми, их ре­зультат не всегда точно предсказуем, отсутствуют методы и средства, способные после одного цикла взаимодействия гарантировать 100%-ный результат;
  • возникает необходимость периодического проведения контроля и коррекции по параметру, на который направлено воз­действие технологической системы;
  • после каждого цикла взаимодействия требуется выявление и отбор групп, негативно или плохо воспринимающих воздействие;
  • возникает необходимость повторного цикла взаимодейст­вия с этими группами, а также
  • повторное проведение контроля и коррекции;
  • в случае устойчивого неприятия воспитательного мате­риала необходимо проведение дополнительной диагностики причин и разработка новых технологических проектов;
  • социально-культурные технологии по своей структуре и способам реализации несут разный воспитательный потенциал и часто технологические процессы выполняют функции подспорья в активной творческой деятельности личности;
  • если в обучающих технологиях содержание обучения техно­логично (поддается кодированию в формулах, законах, исторических фактах и т. д.), то содержание в социально-культурных технологиях не подвергается кодированию. Оно находится в движении, вскрытии про­тиворечий, требует терпимости и плюрализма, допуская и поддержи­вая разнообразие оценок тех или иных фактов и событий;
  • к особенностям социокультурных технологий (СКТ) мож­но отнести и то, что они строятся с учетом живого эмоционального человеческого общения, В них каждое технологическое звено, це­почка, система, прием строятся с учетом общения и имеют свои психологические обоснования. Одни технологические средства ос­нованы на наглядности, другие – на особенностях образного ассо­циативного мышления, третьи на эмоциональной структуре воспри­ятия, четвертые на способности нервной системы к бессознатель­ному усвоению информации или приобретению определенного на­выка в процессе игры;
  • социально-культурные технологии на всех этапах – от разработки идеи до ее реализации – требуют творческой активности и субъекта, и объекта влияния и перевода их с уровня субъектно-объектных отношений на субъектно-субъектные при бесконечном разнообразии подходов и отношений;
  • на результативность процесса воздействия социально-культурных технологий оказывают влияние совокупность таких параметров, как уровень мастерства специалиста СКС, психологи­ческий настрой обеих сторон взаимодействия, уровень развития и степень подготовленности к СКД каждого человека, посещающего учреждения культуры и желающего принять участие в социально-культурном проекте или нуждающегося в оказании воспитательно­го влияния, психологический климат учреждения и конкретного коллектива, материально-техническая база.

Технологические системы в СКД строятся с учетом психоло­го-педагогических закономерностей развития личности, а характер и эффективность деятельности личности обусловлены степенью усвоения информации о способах деятельности и индивидуально накопленным опытом. Информация и накопленный опыт могут ис­пользоваться личностью в том виде, как были усвоены или преобра­зуются в свободной деятельности.

Общая педагогика различает два вида деятельности: репродук­тивную, при которой происходит точное воспроизведение уже извест­ного, и продуктивную, в результате которой происходит переработка известного опыта и на его основе создается нечто новое, социально-культурные технологии также широко используют эти виды и способы деятельности.

При этом репродуктивные виды деятельности требуют соблюдения особых правил и алгоритмов, копирования тех или иных ситуаций, а продуктивные направлены на генерирование новой ин­формации или способов деятельности. Эти виды деятельности пред­ставляют собой различные ступени одного и того же процесса разви­тия личности, хотя эффективность их различна.

В зависимости от цели, действия и условий репродуктивный и продуктивный виды деятельности можно разделить на ступени:

  • 1-й уровень репродуктивной деятельности носит название «ученический» и является самым простым видом. Все компоненты деятельности известны и требуют узнавания, повторяемости и за­поминания;
  • 2-й уровень более сложный, он называется «алгоритмический» и требует проявления навыков самостоятельного воспроизводства и при­менения уже в иных ситуациях ранее усвоенных способов действия;
  • 3-й уровень – «эвристический», он является первым уровнем продуктивной деятельности. Он предполагает уточнение, домысливание усвоенных раннее действий, получение новой информации, а деятельность выполняется путем самостоятельного приспособления к конкретным условиям и ситуациям;
  • 4-й уровень – «творческий» – является вторым уровнем про­дуктивной деятельности, он наиболее сложный и характерен для сложившийся самостоятельной личности. На этом уровне человек действует как бы «без правил», поскольку он самостоятельно ставит цель своей деятельности, формулирует ее, детализирует, находит или создает подходящие условия и ситуации и осуществляет дейст­вия по достижению поставленной цели.

Социальному технологу умение определять уровни деятель­ности поможет в выборе преобладающих видов деятельности, спо­собов и приемов формирования более высоких уровней деятельно­сти и в переводе развития личности с одного уровня на другой, по­следовательно решая воспитательные цели и задачи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)