Особенности описательных рассказов детей дошкольного возраста

Особенности описательной речи дошкольников были предметом внимания многих педагогов (В. В. Гербова, Н.Ф. Виноградова, О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская, Л. Г. Шадрина, Т. И. Гризик и др.).

Анализ их исследований позволил выделить следующие недочеты, характерные для детей разного возраста:

  • многие высказывания детей непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок описания признаков. Например, описывая медвежонка, ребенок может начать описание с головы, затем отметить особенности костюма и вновь вернуться к голове;
  • дети не знают, как начать и как закончить описание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «все». Например: «У зайчика брюки голубые. У него лапки есть и ушки. В корзинке есть еще цветочки. Всё»; «У меня мишка в красной рубашке и в красной шапочке. У него красные брюки»;
  • в описаниях детей нет яркого, четкого образа предмета, они не умеют передавать взаимодействие этого предмета с окружающей средой, вычленять его существенные признаки. Например: «Петух. Травка и цветочки. Гребешок. Хвостик. Крылышки и шейка. Земля. Небо»;
  • дети могут составить рассказ, не назвав его объект: «У него красная шляпка. У него балалайка с бантиком. У него кофточка красная с зеленым»;
  • в рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами. Порой необходимое слово заменяется действием (указанием на предмет). Много пауз, повторов, слов «здесь», «там», «тут», «такой». Например: «Этот зайчик сделан из дерева. У него здесь капельку синее и серое. У него платьице красное, ботиночки тоже. Ручки у него серенькие, бантик у него беленький»;
  • объем детских описаний небольшой, но с возрастом он увеличивается: у детей 4 лет в среднем текст состоит из 17 слов и 5 предложений; у пятилетних – из 28 слов и 7 предложений.

Недочеты детских описаний чаше всего связаны с тем, что дошкольники не умеют рассматривать то, о чем говорят, и выделять детали и части, из характеристики которых складывается общая картина, не умеют вычленять существенные признаки.

Учитывая специфику описания как типа монологической речи и особенности детских описательных рассказов, исследователи определили круг знаний и умений, которыми должны овладеть дети. К ним относятся:

  • умение видеть красоту и неповторимость каждого предмета (явления);
  • умение выделять в предметах существенные, характерные признаки, соединять, группировать признаки, адекватно обозначая их словами;
  • умение соотносить свое описание с рассматриваемым объектом;
  • знание структуры описательного рассказа, умение следовать ей, пользуясь разными видами последовательности (слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх, по кругу, по диагонали);
  • умение высказываться о признаках предложениями разной синтаксической конструкции;
  • умение использовать различные связи между предложениями;
  • умение пользоваться разнообразными средствами выразительности’
  • умение давать подробное, развернутое и сжатое, краткое описание;
  • умение включать описание в другие виды высказывании. Вышеназванные знания, умения и навыки составляют содержание обучения детей описательным рассказам в детском саду, которое конкретизируется в программе по каждой возрастной группы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)