Особенности международного арбитражного права иностранных инвестиций как института международного инвестиционного права

Автор этих строк на основании комплексного исследования проблем международно-правового регулирования инвестиционных споров несколько лет назад высказался за выделение в системе международного инвестиционного права такого самостоятельного института, как международное арбитражное право иностранных инвестиций. Думается, данный институт, являясь ключевым в системе международно-правового регулирования международных инвестиционных отношений, формировался на конвенционной основе после учреждения Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД-МЦУИС) в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г.

ИКСИД как универсальный многосторонний договор, с момента своего учреждения положил начало юридическому закреплению универсального международно-правового механизма защиты иностранных инвестиций. Тем самым он объективно в межгосударственном порядке инициировал генезис одного из центральных институтов международного инвестиционного права – международного арбитражного права иностранных инвестиций.

Следует заметить, что понятие арбитражного права иностранных инвестиций не использовалось в отечественной юридической литературе, хотя зарубежные специалисты иногда, говоря об этом институте, называют его как арбитражное право ИКСИД. Последнее заметно сужает, на наш взгляд, данное понятие, поскольку международное арбитражное право иностранных инвестиций гораздо шире и включает в себя не только практику ИКСИД, но и других международных арбитражей, причем не только институциональных, но и международных арбитражей ad hoc, компетентных разрешать инвестиционные споры данной категории.

Интересно
Активное международное инвестиционное сотрудничество все больше вовлекает государства в международные арбитражные процедуры. Многие международные двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений отдают предпочтение именно международно-арбитражному механизму разрешения споров между государством и иностранным инвестором.

Инвестиционный спор между государством и иностранным инвестором требует особого международно-правового механизма. Поскольку особенность инвестиционных споров обусловлена столкновением методов международного частного и публичного права, а также способов международного и внутригосударственного регулирования, что, собственно, и вызывает необходимость отдельной, т.е. обособленной, научно-теоретической разработки.

Исследование проблем международно-правового регулирования споров в сфере иностранных инвестиций, которое традиционно считается самостоятельным институтом международного инвестиционного права, имеет первостепенное значение. Особенно в силу того, что первоначально международное инвестиционное право сформировалось в значительной степени в сфере арбитражно-судебной защиты иностранной собственности. Самым значительным итогом деятельности в сфере международной торговли и международных инвестиций стало принятие конвенций как общего, так и регионального характера. В силу этого есть необходимость еще раз особо подчеркнуть некоторые исторические вехи развития международно-правового регулирования инвестиционных споров.

Начнем с того, что создание международно-арбитражного механизма урегулирования инвестиционных споров неразрывно связано с проблемами утверждения принципов и норм международно-правовой защиты зарубежных капиталов в государствах-реципиентах. Международное публично-правовое регулирование инвестиционных отношений сегодня является, как уже доказывалось, одним из юридических столпов, стабилизирующих поступательное функционирование мировой экономики.

По этой причине на этапе зарождения международных инвестиционных правоотношений само государство – экспортер капитала осуществляло защиту прав и интересов инвестора, как правило, путем дипломатической защите. Поэтому возникающие споры в этой сфере лежали в международной межгосударственной плоскости.

По мере утверждения международно-правовых методов регулирования иностранных инвестиций зарубежный предприниматель оставался один на один с государством-реципиентом. Он должен был отстаивать свои нарушенные права и интересы без участия государства своего происхождения.

Интересно
До конца 70-х гг. прошлого века концепция о публично-правовой природе инвестиционных споров продолжала превалировать. В связи с вышеизложенным процедуры разрешения инвестиционных споров между государством и иностранным инвестором часто сравнивали с процедурами улаживания межгосударственных споров, к которым согласно ст. 33 Устава ООН относятся “переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам”. В настоящее время в доктрине и судебной практике преобладает мнение о частноправовой природе инвестиционных споров, хотя единогласие все же не достигнуто.

Отсутствие должного международного механизма урегулирования инвестиционных споров, который был бы приемлем как для государства-реципиента, так и для иностранного инвестора, представляло серьезную преграду для поощрения иностранного капитала в развивающихся странах, вынуждает международное сообщество найти приемлемое решение в данном вопросе.

Среди предложенных путей решения можно назвать выдвинутую еще в 60-е гг. XX в. идею о необходимости учреждения многосторонней конвенции о защите иностранных инвестиций, разработку специальных инвестиционных национальных законодательств, созданием национальных и международных страховых агентств.

Дополнительные усилия были сделаны на экономическом уровне путем усовершенствования инвестиционных положений, норм и правил в надежде, что вероятность конфликта между государством и инвестором будет уменьшена. Но эти идеи не обернулись должной удачей, многие инвесторы были разочарованы в размещении своих капиталов и передовых технологий в развивающихся странах, которые в них остро нуждались в целях своего экономического развития.

Вышеизложенное стало причиной обращения разного рода участников международных отношений, включая Генеральную Ассамблею ООН и ЭКОСОС, к Всемирному банку в начале 60-х гг. прошлого века учредить соответствующий институт урегулирования споров, направленный на усиление потоков капитала. Этот будущий орган должен был обеспечить баланс между интересами инвестора и принимающего государства и на этой основе поощрять иностранные инвестиции для совершения прорыва в социально-экономическом развитии вчерашних колониальных стран.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)