Особая экономическая зона в Калининградской области

Создание ОЭЗ в Калининградской области первоначально было предусмотрено  Федеральным законом от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в  Калининградской области”. В настоящее время порядок ее функционирования и прекращения  деятельности установлен Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ “Об Особой экономической  зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты  Российской Федерации”.

Управление ОЭЗ осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной  власти

– Минэкономразвития России – и администрацией ОЭЗ, которые обеспечивают  действие специального правового режима ОЭЗ и организацию ее функционирования. При этом
Минэкономразвития России осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, а также координацию взаимодействия администрации ОЭЗ и федеральных органов исполнительной  власти при решении
вопросов, касающихся такого обеспечения. В свою очередь к функциям  администрации ОЭЗ отнесены:

1) ведение реестра в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти;

2) принятие решений о включении юридических лиц в реестр или об отказе  во включении их в реестр, принятие решений об исключении резидентов из реестра;

3) представление в налоговые органы и таможенные органы информации о включении  юридических лиц в реестр и об исключении резидентов из реестра;

4) контроль за соблюдением резидентами условий инвестиционных деклараций;

5) согласование изменений, вносимых резидентом в инвестиционную декларацию, и внесение таких изменений в реестр;

6) формирование предложений о включении в перечень товаров, не подлежащих  помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

7) защита законных интересов резидентов в отношениях с
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления при решении вопросов  реализации инвестиционных проектов;

8) представление ежегодного отчета о результатах функционирования ОЭЗ в  соответствующий отчетный год, ежегодного отчета о проведении проверок деятельности резидентов в  порядке и по форме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

9) выдача по требованию резидента выписки из реестра;

10) утверждение формы инвестиционной декларации.

Администрация ОЭЗ является структурным подразделением высшего  исполнительного органа государственной власти Калининградской области. Ее руководитель  назначается на должность и освобождается от нее высшим должностным лицом (руководителем высшего  исполнительного органа
государственной власти) Калининградской области -губернатором Калининградской области.

Юридическое лицо подлежит включению в реестр резидентов ОЭЗ в  случае соответствия следующим требованиям:

1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской  Федерации;

2) государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской  области;

3) производство товаров ведется юридическим лицом
исключительно на территории Калининградской области;

4) инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской  области;

5) инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, должен:

– реализовываться на территории Калининградской области;

– исключать такие цели, как: добыча нефти, природного газа, оказание  услуг в этих областях; производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство  табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) в  соответствии со списком, утверждаемым Правительством Российской Федерации; оптовая и  розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность;

– предусматривать осуществление инвестиций в форме капитальных вложений в объеме не менее 150 млн. руб. в течение срока, не превышающего трех лет со дня  принятия решения о включении юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ.

ООО “Томмак” обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением  о признании недействительными ненормативных актов Калининградской таможни, а именно:  требования об уплате таможенных платежей и пеней и решения о взыскании их в бесспорном  порядке.

Данные акты были приняты по результатам проведенной проверки в части соблюдения  обществом и индивидуальным предпринимателем А.А. Смертанюком требований таможенного  законодательства при помещении товаров под режим свободной таможенной зоны, в ходе которой  было установлено, что ввезенная обществом продукция в соответствии с названным таможенным режимом была  передана на хранение индивидуальному предпринимателю А.А. Смертанюку до помещения продукции под  таможенный режим свободной таможенной зоны.

Арбитражные суды трех инстанций заявленные требования удовлетворили,  указав на то, что таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области  и используемых на этой территории юридическими лицами, государственная регистрация  которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации (пункт 2 статьи 9).

Товары, помещенные под таможенный режим свободной  таможенной зоны, а также продукты их
переработки могут потребляться исключительно на территории Калининградской  области (пункт 4 статьи 9).

Кроме того, названный Федеральный закон допускает передачу прав  владения, пользования и распоряжения такими товарами (пункт 5 статьи 9).

Поскольку спорные  товары согласно грузовым таможенным декларациям были выпущены 13 августа 2006 г. и 12 ноября 2006 г., а  распоряжение ими на основании накладных N А0/542381 1 и 00000А/01 осуществлено после их  оформления в режиме свободной таможенной зоны – соответственно 13 августа 2006 г. и 13 ноября  2006 г., то ООО “Томмак” были соблюдены все предусмотренные Федеральным законом от 10 января 2006 г. N  16-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в  некоторые законодательные акты Российской Федерации” условия при помещении товара под режим  свободной таможенной зоны.

В то же время резидентами ОЭЗ не могут быть:

1) юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, которые  предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и  профессиональные
участники рынка ценных бумаг.

Резидент ОЭЗ подлежит исключению из реестра:

1) на основании поданного в письменной форме заявления об исключении из реестра со дня, следующего за днем получения администрацией ОЭЗ такого заявления;

2) на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда об  исключении резидента ОЭЗ из реестра;

3) в случае внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)  записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, – со дня,  следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;

4) в случае прекращения деятельности юридического лица – резидента ОЭЗ  в результате его реорганизации со дня, следующего за днем завершения реорганизации.

Льготный (преференциальный) режим осуществления предпринимательской  деятельности на территории ОЭЗ в Калининградской области включает в себя:

1) особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на  имущество организаций резидентами ОЭЗ, установленный статьями 288.1 и 385.1 НК РФ. В частности, в течение первых шести календарных лет со дня включения юридического лица в единый реестр  резидентов ОЭЗ ставки в отношении этих налогов устанавливаются в размере 0%, а в период с 7-го  по 12-й календарный год включительно – подлежат уменьшению на 50%.

ООО “БалтКерамика” осуществляло реализацию на территории  Калининградской области инвестиционного проекта по строительству кирпичного завода, который был включен в Федеральную целевую программу развития данного региона, утвержденную  Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866. 5 октября 2006 г., после  принятия Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, общество было  внесено в реестр резидентов ОЭЗ.

Установив применение 0% ставки лишь в отношении  имущества, приобретенного обществом в 2004 – 2006 гг. до получения им статуса резидента ОЭЗ в  Калининградской области, Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по  Калининградской области доначислила налог на имущество в размере 539736 руб., а также соответствующие суммы пеней и штрафа.

Не согласившись с таким решением, ООО “БалтКерамика” обратилось  в Арбитражный суд Калининградской области.

Арбитражные суды трех инстанций заявленные требования удовлетворили, отметив, что инвестиционный проект общества содержал данные об объектах недвижимого  имущества, приобретенных в рамках реализации этого проекта до регистрации  общества в качестве резидента ОЭЗ и реконструированных в последующем в целях строительства кирпичного завода.

Поскольку положения пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации”, устанавливающие требования к инвестиционным проектам,  предусматривают возможность осуществления инвестиций в форме капитальных вложений не только в рамках нового  строительства, но и путем реконструкции зданий, технического перевооружения и модернизации основных средств, то применение 0% ставки по налогу на имущество в отношении спорных  объектов, приобретенных и реконструированных обществом в целях реализации инвестиционного  проекта, было признано правомерным.

В ходе проведенной налоговым органом проверки было установлено  неправомерное применение ООО “КНАУФ-Пласт” льготы по налогу на имущество организаций за 2006 –  2008 гг. в отношении 10 объектов основных средств, приобретенных обществом до его включения в  единый реестр резидентов ОЭЗ в качестве резидента, тогда как согласно статье 385.1 НК РФ они  должны быть приобретены при реализации инвестиционного проекта, т.е. после включения налогоплательщика в  реестр резидентов ОЭЗ.

Решением Межрайонной инспекции ФНС N 8 по г. Калининграду ООО “КНАУФ-Пласт”  было привлечено к ответственности за неуплату налогов в виде штрафа, также доначислены налог на имущество, НДС, единый социальный налог и пени за неуплату налогов, в связи с чем общество  обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании такого решения  недействительным.

Арбитражные суды трех инстанций установили, что в течение 2006 г.  общество приобретало оборудование и отражало его для целей бухгалтерского учета на счете 08  как капитальные вложения.

Оборудование было введено в эксплуатацию и переведено на счет 01 в качестве  основных средств после 25 августа 2006 г., т.е. после включения общества в реестр резидентов ОЭЗ. Согласно бизнес-плану инвестиционный проект осуществлялся в несколько этапов: на первом этапе в 2005 г. на базе реконструированного механосборочного цеха открытого акционерного общества  “Система” была создана и введена в эксплуатацию первая очередь производства  изделий из термопластиков; вторая очередь проекта предполагала дальнейшее развитие предприятия – увеличение объемов  производства изделий из термопластиков и освоение выпуска упаковки и изделий из пенополистирола. При этом реализация второй очереди была начата в середине 2006 г.

Поскольку факт использования спорных основных средств в производстве изделий из пенополистирола и термопластиков налоговым органом не оспаривался и на момент применения льготы общество уже было включено в реестр резидентов ОЭЗ,  арбитражные суды подтвердили факт приобретения обществом оборудования именно в целях реализации инвестиционного проекта и пришли к выводу о выполнении обществом условий применения  установленной пунктом 3 статьи 385.1 НК РФ налоговой ставки;

2) таможенную процедуру свободной таможенной зоны (статьи 8 – 15.2);

3) упрощенный порядок оформления виз, предусматривающий возможность их оформления иностранным гражданам – представителям резидентов ОЭЗ, инвесторов, а также лиц,
приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в ОЭЗ, непосредственно в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при въезде в Калининградскую область.

Указанное оформление проводится находящимся в пункте пропуска через Государственную  границу Российской Федерации представительством федерального органа исполнительной власти, ведающего иностранными делами, на основании приглашений, оформленных в установленном порядке по ходатайству администрации ОЭЗ (часть 2 статьи 19);

4) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства (статья 6).

Срок действия и прекращение существования ОЭЗ. ОЭЗ функционирует до 1 апреля  2031 г. При этом порядок прекращения действия специального правового режима и
применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ подлежит  определению федеральным законом, который должен вступить в силу не позднее чем за один год до истечения  вышеуказанного срока.

Функционирование ОЭЗ может быть также прекращено досрочно федеральным законом,  принятым по одному из следующих оснований:

1) введение на всей территории Российской Федерации военного положения;

2) введение на всей территории Российской Федерации на срок более чем три месяца чрезвычайного положения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)