Основы профессиографии

Профессиограмма — описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей.

Профессиография (описание профессии) представляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места.

Целесообразность использования такого трудоемкого метода и рамки его использования определяются с учетом затрат и важности ожидаемых результатов. Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности применяемые в процессе проведения анализа содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест.

Речь о них пойдет дальше. Основные этапы разработки профессиограммы:

  1. Изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции.
  2. Анализ, систематизация, синтез информации.
  3. Разработка дисциплинарно-частных профессиограмм: физиологической, санитарно-гигиенической, психологической, социологической, экономической, правовой.
  4. Обобщение частных профессиограмм.
  5. Разработка универсально-комплексной профессиограммы.
  6. Разработка специальных профессиограмм целевого назначения для:
    1. профориентации и консультации;
    2. оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;
    3. повышения безопасности труда, надежности персонала;
    4. стабилизации кадров;
    5. решения социально-психологических вопросов коллектива;
    6. повышения качества труда.

Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Для составления психограммы используются следующие источники информации: документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (киноциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.

Структура психологической характеристики профессии (специальности, группы рабочих мест, рабочего места) такова:

  • требования к оборудованию, организации и условиям труда;
  • социально-психологические параметры трудового коллектива;
  • комплекс требований к психике человека (нейропсихическим, психофизиологическим, личностным, интеллектуальным свойствам; к состояниям — эмоционально-волевым установкам, работоспособности, измененным состояниям; к процессам адаптации, обучения, восприятия, ритмам);
  • требования к организации психолого-педагогических аспектов труда;
  • требования к руководителю — организатору, педагогу, специалисту, личности.

Общая схема составления предварительной профессиограммы такова: перечисляются параметры психических функций, группа экспертов определяет функциональную их сопряженность с требованиями профессиональной деятельности (не требуется—требуется со степенью низкой, средней, высокой), затем отбираются наиболее существенные, по мнению экспертов, качества.

Объектом рассмотрения могут быть такие параметры психических функций:

  • высокая абсолютная чувствительность: зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);
  • быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии;
  • восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
  • наблюдательность;
  • показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость;
  • разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
  • показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
  • способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;
  • разновидности мышления: наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое);
  • скорость мыслительных действий;
  • способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
  • способность быстро и точно принимать решения;
  • инициативность;
  • хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
  • показатели психомоторной деятельности: скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов;
  • скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
  • подвижность пальцев;
  • точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
  • быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;
  • разборчивость речи;
  • отсутствие в напряженной обстановке: напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;
  • способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, устойчивость к стрессам);
  • уравновешенность;
  • бдительность;
  • показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить: акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль по Кэттеллу, коэффициент интеллекта IQ и др.);
  • моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно-производственный потенциал, потенциал к руководящей работе;
  • положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность;
  • профессионально-обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность, опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда.

С целью разработки более точной профессиограммы, например, для совершенствования организации труда и оздоровления работников, полезно разработать профессиографический опросник, содержащий перечень признаков, степень их важности и периодичности применения качеств, предварительно отобранных компетентными экспертами.

При заполнении профессиографического опросника следует отметить порядковый номер важного для данной профессии качества, а степень важности обозначить в соответствующей графе числовым и буквенным кодом по следующей системе:

  • важность качества:

1 — совершенно необходимо,

2 — весьма желательно,

3 — желательно,

4 — почти безразлично;

  • качество требуется:

ПС — постоянно,

ПР — периодически,

ИН — иногда.

Форму опросника приводим в табл. 5.5.

Вышеприведенный перечень признаков можно дополнить еще и таким набором:

  • способность: быстро читать печатный текст, разбирать неясный почерк, понимать неясное произношение;
  • умение читать чертежи, схемы и т. д.

Сюда же целесообразно включить блок профессиональных требований из квалификационной характеристики и требований, вытекающих из специфики рабочего места.

При этом следует определить степень достаточности владения отдельными составляющими профессионализма: на уровнях: знания, умения, навыка или: в высокой степени, выше среднего, среднего уровня, ниже среднего:

  • владение иностранным языком, вопросами биржевых операций и т. п.;
  • память на лица;
  • память на слова;
  • умение грамотно писать;
  • почерк;
  • стабильность позитивного эмоционального состояния;
  • поведение в общении, преобладающая позиция;
  • умение не отвлекаться на представителей другого пола;
  • умение рассказывать и комментировать;
  • способность не поддаваться чужому влиянию;
  • снисходительность, терпимость;
  • способность к лидерству;
  • отношение к интересам фирмы;
  • обаяние;
  • осторожность;
  • умение хранить тайну;
  • способность подчиняться, исполнительность;
  • сдержанность и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)