Основы методологии исследований по коммуникативистике

Первоначально исследования массовой коммуникации носили преимущественно бихевиористский характер. Затем наступил акаде­мический период, в процессе которого проявилась другая сущест­венная особенность.

«Теоретические исследования проявляли рас­тушую тематическую диверсификацию, сопровождавшуюся адапта­цией в себе всего теоретического багажа и инструментария социоло­гии, что поставило на повестку дня вопрос о сохранении ими тем не менее своей специфики». Сегодня же речь идет уже о проникновении и слиянии традиционных направлений исследова­ния масс-медиа с такими на первый взгляд достаточно далекими от них направлениями, как кибернетика и информатика.

С начала 1970-х гг. в странах Запада возник единый исследова­тельский комплекс с концентрацией на управленческих, идеологиче­ских и культурных аспектах масскоммуникационного воздействия на человека и общество. В этой связи можно говорить о выделении трех направлений.

  1. Неовеберианский анализ рациональности в «производстве культуры», делающий акцент на вопросах организации работы масс-медиа и обеспечения уровня профессионализма и сбыта, необходи­мого в условиях конкуренции.
  2. Неомарксистский подход, где упор делается на изучение символического значения сообщений массовой коммуникации.
  3. Неодюркгеймианские исследования «публичного восприятия», в которых коллективные представления, формирующиеся посредством массмедиа, рассматриваются в качестве способа объединения людей через сообщение им чувства солидарности.

Затем добавились исследования, базирующиеся на методологии фе­номенологической социологии, согласно которым повседневный опыт массового общения рассматривался в качестве высшей реальности.

По представлениям неодюркгеймианцев, информационно-комму­никативный поток выливается на потребителя информации и окру­жает его со всех сторон. Однако сам по себе этот поток не в состоя­нии возвысить погруженного в него человека до уровня «коллектив­ной трансцендентальности».

Достижение этого уровня, со свойст­венной ему сакрализацией сообщений возможно в случае передачи электронными массмедиа уникальных событий, когда они, обладая собственной мощной аурой, фактически перевоплощаются для ауди­тории в события, создаваемые самими массмедиа.

Исследователи, работающие в русле традиций феноменологиче­ской социологии, принципиально ограничиваются рамками «жиз­ненного мира» масскоммуникационного сознания.

Они рассматри­вают его в качестве мира, «очарованного, наполненного собственным содержанием и многозначимого», поскольку «в языке, которым пользовались для описания сначала изобретения радио, а затем и те­левидения, снова и снова звучало отношение к ним, как к чуду, со­творенному современной наукой, и это магическое отношение не исчезло а, оказавшись поглощенным повседневной жизнью, просто-напросто ушло на глубину и оттуда стало действовать в сознании скрыто».

При попытках охарактеризовать как единое целое этот достаточно пестрый и на первый взгляд внутренне противоречивый конгломерат методологических подходов к исследованию массовых коммуника­ций, мы с необходимостью придем к современной постмодернист­ской методологии.

Только в постмодернизме могли объединиться, например, мисти­фицирование (а иногда и демонизирование) массмедиа — как это происходит в феноменологии, с инженерным технологическим под­ходом к организации событий в массмедиа, как это реализуется у неовеберианцев.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)