Основные стадии социализации личности

В настоящее время в России происходят серьёзные изменения во многих областях жизни общества, в том числе и в педагогической науке. Современная педагогика уточняет свой предмет и включает в него процесс социализации подрастающего поколения, и это не случайно.

Как отмечает Н.Ф. Голованова, научный интерес к процессу социализации – реальность, определяемая действием нескольких глобальных тенденций:

  • мировой тенденции усиления динамизма социальных процессов, который, по мнению М. Мид и И.С. Кона, способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом на будущее. Это требует принятия новой философии жизни, новых моделей образования;
  • тенденции возрастания значимости индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизни современного человека;
  • тенденции переосмысления теоретических идей и практики воспитания как «социальной мифологии» (термин М.К. Мамардашвили).

В связи с этим процесс формирования социальной компетентности будущих специалистов должен начинаться с их социализации в окружающей общественной среде. При этом следует исходить из того, что современное общество переживает и пытается теоретически осмысливать действие вышеобозначенных тенденций.

Наука просто обязана откликнуться на эти гуманитарные потребности поисками коренных преобразований в области организации социального взросления молодого поколения.

Современная отечественная педагогика ставит в центр воспитания культуру личности и выделяет в качестве задач воспитания у подрастающего поколения высокого уровня компетентности, профессионализма, способности к культурному самоопределению в отношениях к обществу, окружающим людям, духовным и материальным ценностям общества, а также к самим себе (здоровью, труду, досугу, интересам и способностям). В таком контексте отчетливо проявляется процесс социализации.

Обратимся к анализу его сущности и содержанию.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды.

Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения.

Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Следствием действия этой тенденции  являетсяразвитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное поэтапное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без прохождения которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

  • дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода:  ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т. д.;
  • трудовая стадия, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
  • послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.

Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации:

  • детство – адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;
  • отрочество – индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, потребности «быть личностью»;
  • юность – интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя.

По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и самоуничижения.

Наиболее удачно, по мнению В.И. Андреева, схватывает суть социализации определение А.В. Мудрика: «Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит».

Таким образом, процесс формирования социальной компетентности будущего специалиста можно рассматривать как продолжение его социализации в профессиональном сообществе.

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально-ролевыми функциями.

Однако следует иметь в виду, что социализация может вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какими социально-ролевыми функциями овладевает личность.

Социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания.

Например, девочка в семье при общении с матерью овладевает социально-ролевыми функциями матери посредством обучения и воспитания, которые осуществляла ее мать. Став матерью, она самореализуется как мать, в значительной степени копируя свою мать.

С учетом сказанного можно дать следующее определение: социализация личности – это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности: социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.

Например, социальная компетентность будущего журналиста относится к социально-ролевой функции его профессиональной деятельности и самореализации в социуме.

Социализация, становление и развитие личности будущего специалиста включает три взаимосвязанных процесса: общую социализацию, профессионально-ролевую социализацию (овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, нормами, отношениями), профессионализацию (определенную степень овладения профессиональной деятельностью, профессиональным мастерством).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)