Основные психологические концепции личности

С именем выдающегося невропатолога и психиатра, анатома нервной системы и физиолога, психолога В. М. Бехтерева (1857–1927) связаны блестящие страницы развития психологической мысли в России. Его как ученого характеризует разносторонний подход к изучению человека, выразившийся в интеграции таких наук, как морфология нервной системы и мозга, физиологии, невропатологии, психологии педагогики, социологии. «Большая советская энциклопедия», пытаясь определить профессиональную принадлежность выдающегося русского ученого, была вынуждена выстроить длинную линию дефиниций: невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. То есть в том числе и психолог. Вместе с тем там же, в БСЭ, читаем: «В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение ее он видел в создании широкого учения о личности, которое было бы основой воспитания человека и преодоления аномалий в его поведении».

К психологии Бехтерев пришел от неврологии и психиатрии, которыми занимался (после окончания Медико-хирургической академии в Петербурге и стажировки в клиниках Германии, Австрии и Франции) в Казанском университете. Здесь в 1885 г. он организовал психофизиологическую лабораторию — первое в России психологическое научно-исследовательское учреждение. В 1907–1912 гг. увидела свет «Объективная психология» Бехтерева. Она была переведена на немецкий, французский, английский языки.

Заслугой ученого (важнейшей в данном контексте) является то, что он, в отличие от субъективной психологии, определяет предмет объективной психологии. Им является соотношение внешних воздействий с внешними проявлениями психики. Бехтерев часто опирался на работы Вундта, но если для немецкого исследователя предметом психологии выступало сознание, которое изучалось субъективно, то для Бехтерева ведущим методом становится эксперимент, т. е. объективный метод изучения психических явлений.

Для своего времени взгляды Бехтерева были не только оригинальными, но и прогрессивными, определившими пути дальнейших исследований. По мнению ученого, особенности кровообращения, питания мозга имеют прямое отношение к психическим процессам и свойствам личности. Поскольку психические процессы связаны с материальными процессами мозга, физиологическими механизмами, то они представляют собой продукт материальных отношений. Бехтерев провел ряд экспериментов, благодаря которым сделал вывод об обратной зависимости: влияния психического на соматическое. Рефлексологию он определяет как науку о личности, изучающую свой предмет с объективной биосоциальной стороны.

Одним из пионеров российской психологической науки по праву считают А. Ф. Лазурского (1874–1917).

В 1897 г. Лазурский с отличием заканчивает Военно-медицинскую академию. Постепенно его интересы переключались с анатомии и физиологии ума на собственно психологическое исследование. Этому способствовало открытие в 1895 г. Бехтеревым специальной Психологической лаборатории. В 1897 г. именно Лазурскому Бехтерев поручает руководство этой лабораторией. Наличие многих опубликованных работ и успешная защита диссертации, где в качестве оппонентов выступали И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, определили победу Лазурского в конкурсе кандидатов на поездку за границу. В начале XX в. ученый посещает Психологический институт В. Вундта, лабораторию экспериментальной психологии Э. Крепелина и там же практикуется. Наряду с традиционными для той поры научными проблемами Лазурского интересовало изучение не отдельных психических процессов, а целостной личности. А. Ф. Лазурского по праву считают основоположником психологии индивидуальности. В 1897 г. выходит в свет его психологический труд «Современное состояние индивидуальной психологии» (отметим, что Адлер в это время только вынашивал свои теоретические идеи). Кроме того, именно Лазурским было разработано новое направление психологической науки — научная характерология, т. е. на передний план выдвигалось решение типологических задач путем выявления наиболее обобщенных типов характера. Им впервые была обнаружена одна из основных закономерностей характерообразования — переход отношений в черты характера. Для Лазурского отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка.

Основываясь на категориях объектов действительности, Лазурский (в сотрудничестве с С. Л. Франком) выделил 15 групп отношений личности к различным явлениям природы, общества, ценностям, к себе, ко всему, что составляет объекты этих отношений. Сюда вошли: отношение к вещам; природе и животным; общее отношение к отдельным людям (равным, низшим и высшим по общественному положению)половая любовь; общее отношение к социальной группе (общественное и корпоративное сознание); отношение к семье; отношение к государству; к труду; к материальному обеспечению и собственности; к праву и нормам поведения; отношение к нравственности; отношение к миросозерцанию и религии; отношение к знанию и науке; отношение к искусству; отношение к самому себе (к своей психической и физической жизни, к своей личности). Личность в этом смысле — субъект отношений.

Вводя понятие «отношения личности», Лазурский впервые в истории психологии подошел к характеристике личности с точки зрения ее активного взаимодействия с окружающей действительностью. По мысли ученого, основная задача личности — это приспособление (адаптация) к окружающей среде. Мера или степень активности приспособления может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях — низшем, среднем и высшем.

Человеческой личностью можно назвать некоторое устойчивое и длительное единство, проявление которого мы склонны переживать как проявления нашего Я, нашей личности. Говоря об элементах, из которых состоит личность, Лазурский считает, что ядро личности, ее конечную основу представляют две стороны — темперамент и характер.

А. Ф. Лазурский полагал, что личности различаются по преобладанию в них внешних и внутренних источников развития — экзопсихики и эндопсихики. «Эндопсихические процессы выражают внутреннюю взаимосвязь психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности.» Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях, как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, в характере. Эндопсихику Лазурский отождествляет с нервно-психической организацией человека, которая, в свою очередь, рассматривается как сложный, организованный, непрерывно действующий (психофизиологический) процесс. Эндочерты же в основном являются врожденными, но не абсолютно. Эндопсихика является ядром человеческой личности и составляет ее основу. Она активна в целом и активны все ее элементы.

Экзопсихика — это внешняя оболочка, в которую со временем облекается ядро. Содержание ее определяется отношением личности к внешним объектам, к среде (в самом широком смысле), в котором она объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: природа, материальные вещи, люди, социальные группы, наука, искусства, религия и даже душевная жизнь самого человека.

Важно отметить, что индивидуальность человека — это и эндопсихические, и экзопсихические проявления одновременно, все они тесно связаны между собой. «Возьмем, например, характерный эндокомплекс (сочетание нескольких тесно связанных между собой основных психофизиологических функций), предрасполагающий обыкновенно человека к занятию искусством: сильно развитое воображение, воспроизводящее и отчасти творческое, повышенная восприимчивость к внешним впечатлениям, значительная аффективная возбудимость, развитое эстетическое чувство. Все эти черты тесно, органически связаны между собой, составляя вместе одно неразрывное целое, так что значительное развитие одной из них почти неизбежно влечет за собой хотя бы некоторое развитие также и остальных».

Вслед за Лазурским концепцию отношений плодотворно развили В. Н. Мясищев (1893–1973) и его ученики. В. Н. Мясищев был первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. По его мнению, структурная характеристика помогает увидеть человека со стороны его «целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхностности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций».

Владимир Николаевич Мясищев (1893–1973) родился в Латвии в семье мирового судьи. Но вскоре, после смерти отца, семья переезжает в Николаев, где проходят школьные годы будущего ученого. Раннее и глубокое увлечение литературой, изобразительным искусством, музыкой способствовали формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, переживаниям. В годы обучения на медицинском факультете Психоневрологического института, основанного В. М. Бехтеревым, Владимир Николаевич проявил устойчивую склонность глубоко вникать в психологию больного и здорового человека. Становление его взглядов происходило в процессе совместной работы и в тесном общении с А. Ф. Лазурским. После смерти своего наставника и учителя Мясищев заканчивает и готовит к печати его труд «Классификация личностей». Это определяет основную тему его научной деятельности — исследования в области личности. Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личности и связи ее нарушенных отношений с отклонениями в состояниях этой личности изложены в монографии «Личность и неврозы» (1960), переведенной на ряд иностранных языков и не потерявшей ценности до настоящего времени.

Одной из важнейших проблем, которой ученый посвятил последние десятилетия своей жизни, была проблема нормы и патологии. Он пришел к выводу, что «в аномальных условиях жизни и деятельности индивида самые первые признаки нарушения здоровья следует ожидать со стороны наиболее сенситивной и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы — со стороны психики человека».

В конце 1950-х гг. ученый одним из первых ввел в практику психодиагностической работы использование новых методов изучения личности, в том числе и зарубежных. Наибольшее значение в изучение личности Мясищев отдавал мастерству психолога в использовании им биографического, анамнестического и социально-клинического исследования, а также умелому применению метода наблюдения за поведением этой личности.

Личность, считает Мясищев, — прежде всего интегральное образование, которое не разлагается на части, личность — органическое целое, в котором можно выделить те или иные стороны лишь для удобства анализа. Личность имеет различные свойства, но не сводится к отдельным свойствам или к их совокупности. В процессе развития в личности как в целом выделяются свойства как части, определяемые целым. Кроме того, в личности важно различать процессы и образования различной степени сложности.

В психологической литературе высказываются различные мнения относительно структуры личности. У Мясищева вопрос о структуре является основным, поскольку от его решения зависит выяснение основы личности. Единство же личности определяется направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). С этой точки зрения структура личности есть лишь одно из определений ее единства и целостности, т. е. более частная характеристика, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности. Согласно В. Н. Мясищеву, «вопросы структуры — это… соотношение содержательных тенденций, они, реализуясь в различных видах деятельности, связанных с условиями жизни соответственного исторического момента, вытекают из основных отношений, т. е. стремлений, требований, принципов и потребностей… структура более отчетливо обнаруживается в относительной определяющей роли отдельных потребностей. Еще более характерным оказывается интегральное соотношение основных тенденций личности, которое позволяет говорить о гармоничности, цельности, единстве или двойственности, расщепленности, отсутствии единства личности».

Личность прежде всего — система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений, но они всегда являются личностными. Самое главное, что определяет личность, — ее отношения к людям, становящиеся одновременно взаимоотношениями. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом в частности.

Отношения являются движущей силой развития личности и представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте связь личности с различными сторонами действительности, которая, в свою очередь, выражается в действиях, реакциях и переживаниях и формируется в деятельности.

Сознание, чувство и воля — это триединство, которое выражается в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях. Тогда отношения можно определить как силу, потенциал, обозначающий степень интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желания или потребности. Таким образом, с психологической проблемой личности и ее отношений тесно связан ряд интегральных психологических понятий.

Потребности представляют одну сторону основного отношения. «Скорее всего, ее (потребность. — С. Т.) можно определить как конативную тенденцию овладения». По мнению ученого, потребности наиболее правильно рассматривать в системе отношений к действительности, поскольку основными компонентами этого понятия являются субъект, объект и своеобразная связь между ними, имеющая «определенную функциональную, нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им».

Эмоции также тесно связаны с отношениями и составляют вторую сторону эмоционально-волевого отношения — эмоциональное отношение. Оно присуще и животным, а у человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатиях и их противоположностях — неприязни, вражде, антипатии. Это чувства личности.

Мотив у Мясищева является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимости и т. д. Отношение может быть основанием мотива, например, когда ученик учится из любви к знанию, из любви к родителям.

Интересы, оценки и убеждения выступают как относительно самостоятельные категории. Моральное формирование личности основывается на требованиях, образцах и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений.

По сути, в данном случае речь идет о древнем психологическом делении — триаде Тетенса, в котором утверждается самостоятельность трех основных сторон или элементов душевной деятельности — уме, чувстве и воле. Однако, с точки зрения Мясищева, не отрицая ее, нужно помнить, что важна позиция целостности всех элементов. Возможно, что в этом основном положении ученого, проходящем красной нитью через все его труды, лежит переработанная и интерпретированная идея гештальт-теории.

Что касается направленности, то она, по мнению В. Н. Мясищева, «выражает доминирующее отношение или его интеграл». Сам же термин «направленность» ученый считает не вполне удовлетворительным, поскольку он является очень общим. Можно говорить о направленности интересов или вкусов, но не личности. Личность же многосторонняя избирательна, кроме того, она динамична и различно в разных системах меняется в процессе жизни.

Темперамент отражается во всех сторонах личности, ее поведения и деятельности. Темперамент — это не только динамика реакций, но и динамика отношений. «Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях». Отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности, следовательно, можно говорить о том, что отношения превращаются в черты характера, оставаясь при этом отношениями. Характер, по Мясищеву, есть единство системы и способа отношений.1 Характер — это психическое своеобразие человека, интеграл всех его свойств. Ученый проводит разграничительную линию между понятиями «характер» и «личность», так как существуют черты, которые относятся только к личности, тем самым понятие «личность» шире. Например, благородство или подлость могут быть отнесены и к характеру, и к личности. А такие черты, как ответственность или безответственность, порядочность или непорядочность, могут быть отнесены к чертам личности.

Под сознательностью или самосознанием (терминология Мясищева) автор понимает правильное отражение действительности в ее настоящем и прошлом, а также умение предвидеть будущее, правильно оценивать самого себя и свое место в действительности.

Таким образом, Мясищев выделяет несколько планов характеристики личности.

Доминирующие отношения. С ними связаны вопросы о том, для чего живет человек, что для него является смыслом жизни.

Психический уровень человека. Это уровень желаний и достижений личности. Определить данный уровень — значит ответить на вопросы: чего достиг человек, каковы его возможности, какой он след оставил в жизни, иначе говоря, определить историческое значение личности.

Динамика реакций личности. В данном случае речь идет о темпераменте личности. Здесь ученый выделяет три важнейших момента:

  • емперамент проявляется во всех сторонах личности;
  • емперамент обнаруживается лишь в области активных отношений личности;
  • темперамент также может меняться под влиянием жизненных условий.

Взаимосвязь основных компонентов, или общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта, глубина, ее функциональный профиль, т. е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называют характером личности.

В результате можно говорить о том, что характер личности является важнейшей характеристикой личности, объединяющей в себе все остальные ее характеристики.

По сути в личности Мясищев выделил следующие характеристики направленность, структуру, уровень, динамику. Первые две характеризуют содержательную сторону личности, последние две — динамическую.

Рассматривая отношения в динамике, В. Н. Мясищев особое внимание обратил на понятие уровня развития отношений, под которым он подразумевал объем, широту и глубину взаимоотношений личности с действительностью, меру включенности ее в многообразную систему общественных отношений, ее субъективной причастности к жизни общества. Владимир Николаевич выделил несколько уровней отношений, в частности по таким характеристикам, как степень обобщенности (к конкретным людям, к группам людей, к обществу в целом), принципиальности отношений (уровень условно-рефлекторных отношений, уровень конкретно-эмоциональных отношений, уровень осознанно-мотивированных, принципиально-обоснованных отношений). На высшем уровне принципиальности отношений можно говорить о сформированности опосредованного поведения, выступающего одним из основных критериев развития личности.

Чем выше уровень развития личности, тем сложнее процессы психической деятельности человека и тем дифференцированнее и богаче ее отношения. Развитие личности — это развитие психики, однако не только развитие и усложнение психических процессов, но и процесс накопления опыта — психического потенциала. Опыт же складывается при накоплении знаний, навыков, умений и отношений. Вместе с тем исследование развития личности представляет историческое изучение личности в динамике ее содержательных отношений. В результате можно говорить о том, что вопрос о развитии личности тесно связан с вопросом о развитии отношений.

Таким образом, концепция личности выдающего представителя ленинградской психологической школы В. Н. Мясищева представляет собой одну из первых оригинальных концепций, в основе которых лежат отношения личности. Согласно его точке зрения, отношения личности являются интегратором всех свойств личности, что обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность ее поведения.

Рассмотрим концепцию личности другого отечественного ученого, А. Г. Ковалева, автора одного из классических учебников по психологии личности. По его мнению, психология личности, в широком смысле этих слов, должна исследовать психические процессы, состояния и свойства в их взаимодействии, а также сложные структурные образования человека. В узком же смысле она (психология личности) рассматривает различные отношения человека и способы их осуществления, характеризующие нравственно-психологический облик индивида. Психология личности должна изучать «общее, особенное и индивидуальное»— иными словами, процессы, состояния и свойства. Личность, по мнению Ковалева, характеризуется отношениями (экономическими, морально-политическими, идеологическими и т. д.) и уровнем общественно-трудовой активности, продуктивности ее деятельности. В понятие личности входят мотивация, способности, характер, роль ее в обществе. Характеризуя духовное богатство личности, мы должны охватить:

  • разнообразие потребностей, интересов и стремлений;
  • богатство знаний, навыков и умений;
  • богатство дарований, определяющих возможности творческой деятельности;
  • разнообразие контактов с людьми, что зависит от особенностей характера.

А. Г. Ковалев ставит вопрос о целостном и духовном облике личности, его происхождении и строении как о синтезе сложных структур. Личность в трудах ученого выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют «устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к бездействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности». Уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В отличие от психических процессов, свойства выступают как потенциальная сила и как актуальная способность. В психологии еще нет четкой классификации свойств личности. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуют сложные структуры — системы свойств. В качестве таковых Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Структуры представляют собой высший уровень регуляции деятельностью и поведением в соответствии с требованиями ситуации и предмета труда. При этом выделение данных структур условно, поскольку одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако следует различать, считает Ковалев, эти структуры как относительно автономные, так как при наличии одних и тех же свойств люди могут разниться друг от друга.

Индивидуальность, по мнению Ковалева, — это личность в своем своеобразии, «что-то над: или сверх-личностное». Чаще всего под индивидуальностью подразумевается какая-то оригинальная особенность личности, делающая ее непохожей на других людей. Тем самым  индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее. А потому Ковалев полагает, что индивидуальность является полноправным объектом исследования психологии личности.

Развитие личности — сложный и длительный процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы постоянно взаимодействуют, меняя свою роль в зависимости от стадии развития. По сути, развитие идет от динамического и неустойчивого ко все более устойчивому. Чрезвычайно подвижны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивыми являются свойства личности. «Ребенок 2–3 лет чрезвычайно подвижен и динамичен в своем поведении, у него нет почти ничего устойчивого, все определяется ситуацией, непосредственными воздействиями и требованиями. В связи с образованием устойчивых свойств направленности и характера поведение все более и более становится собранным и объединенным жизненной позицией. Возникает определенность личности». Можно предположить, что развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам. Образование структур обеспечивает относительную независимость поведения от внешних воздействий, их сформированность определяет зрелость личности. Речь в данном случае идет о такой зрелости личности, когда она (личность)  подходит к каждому вопросу с определенных сложившихся позиций, принципов, когда внешнее преломляется через внутреннее и соответственно оценивается и принимается или отвергается, совесть становится главным регулятором нравственного поведения.

В последнем своем труде, посвященном изучению личности, Ковалев предлагает следующую структуру личности. Первым компонентом становится направленность, вторым — способности, третьим — характер, четвертым — система управления, которую обозначают понятием Я, а пятым — психические процессы. Сама личность представляет собой синтез названных выше структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечиваются этим синтезом. Таким образом, концепция личности, представленная А. Г. Ковалевым, является ярким образцом «блочной» стратегии изучения личности. Одну из самых фундаментальных, дифференцированных и обоснованных структур личности предложил Б. Г. Ананьев (1907–1972).

Ученый родился в городе Орджоникидзе. В 1927 г. окончил Горский педагогический институт. С 1928 по 1942 г. работал в Ленинградском государственном институте по изучению мозга, основанном В. М. Бехтеревым. Исследования лаборатории воспитания, проводимые под руководством и по программе Бориса Герасимовича, заложили основу его концепции личности. В годы Великой Отечественной войны он был начальником психопатологической лаборатории эвакогоспиталя. Весь послевоенный период жизни и деятельности Ананьева был связан с Ленинградским университетом, где он руководил сначала кафедрой и отделением, а затем и факультетом психологии. В середине 1950:х гг. психология личности становится центральной в научной работе кафедры психологии ЛГУ. С 1951 г. по 1960 г. Борис Герасимович возглавлял Институт АПН РСФСР. Он был членом президиума общества психологов, членом редколлегии журнала «Вопросы психологии». С 1967 г. и до конца своей жизни ученый был деканом факультета психологии ЛГУ. Ананьевым проведены масштабные исследования по истории психологии, психологии познания, воли, характера, онтопсихологии, педагогической психологии, половому диморфизму. Его перу принадлежит более 160 работ по теории и истории психологической науки, педагогической, возрастной, медицинской психологии. Ученики Ананьева вспоминают его как удивительного человека и ученого, который умел не только найти подход к каждому, но и «заразить» всех вокруг новыми идеями и замыслами. На факультете психологии СПбГУ регулярно проводятся Ананьевские чтения, что свидетельствует о сохранении памяти Б. Г. Ананьева как организатора и создателя ленинградской школы психологов.

Ананьев считал, что при изучении личности важным является выделение некоторых основных характеристик или параметров. Прежде всего личность — современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств. Во-вторых, она принадлежит к определенному классу. В-третьих, личность всегда определяется как сверстник определенного поколения, она входит в семейную структуру, занимая в ней определенное положение. Также весьма существенной характеристикой личности является национальная принадлежность.

Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация его как индивида и формируется социальная зрелость. Ананьев назвал результирующее социализации ее эффектами, которые он определял как «психологические явления, свидетельствующие о мере и глубине социализации». Здесь он выделяет установки, мотивационные образования, включая ценностные ориентации и интересы, а также «целостные эффекты структуры образования личности, к которым прежде всего относится характер личности». Структуру личности он относит к субъективным факторам, которые оказывают влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды общения. Структура личности — это продукт индивидуально-психического развития, который выступает в трех плоскостях: онтогенетической эволюции психофизиологических функций, становления деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания и общения и, наконец, как жизненного пути человека — истории личности.

Изучение личности начинается с определения ее статуса, однако уже при изучении статуса возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности, к которой она принадлежит. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций — ролей, а также целей и ценностных ориентаций личности.

Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности, установок и мотивов, целей и ценностей. Вся эта сложная система субъективных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций — ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является, тем самым эффектом всего жизненного пути человека. Также к ней можно отнести структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств. Однако далеко не все психические состояния и процессы, психофизиологические функции человека входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентаций лишь некоторые входят в структуру личности.

Итак, в структуру личности, по Ананьеву, входят: темперамент, задатки, способности, мотивация, направленность, характер, воля, чувства. Кроме того, ряд личностных характеристик: статус, социальные функции (роли), мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений — определяют мировоззрение, жизненную направленность личности, общественное поведение, основные тенденции развития. Действительно, изучая динамические тенденции личности: потребности, мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность — то, что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится, можно понять и объяснить содержание выполняемых ею ролей, статус и позицию, которую она занимает.

Можно сказать, что статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы вторичный класс личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является, с одной стороны, характер человека, с другой — его склонности.

Учитывая стратегическую организацию поведения, в структуру личности также важно включить волю и интеллект, соединив их со всей мотивацией поведения личности. Ананьев предполагает, что существуют не только функциональные зависимости между свойствами личности, но и ряд других (каузальных, структурных, генетических).

В результате своих исследований, а также анализа зарубежных концепций личности (Г. Айзенк, Р. Кэттелл), Б. Г. Ананьев приходит к выводу, что структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно. Первый — субординационный, или иерархический, — когда более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства. Второй — координационный, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из их.

Продолжая рассматривать концепции отечественных авторов, относящихся к Ленинградской (Санкт-Петербургской) школе психологов, отметим, что наиболее близко к перечисленным в содержательном плане относится концепция личности В. С. Мерлина (1898–1982), основателя и руководителя Пермской школы психологов.

Он родился в 1898 г. в Могилеве. Работал в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики, Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена, Саратовском и Свердловском педагогических институтах. С 1947 по 1953 г. вел основную работу по психологическому циклу на организованном в то время отделении логики и психологии Казанского университета. Затем — до конца своей жизни — он работал в Пермском пединституте. Со студентами Вольф Соломонович работал не просто много, он работал персонально с каждым, относясь к ним в принципе как к коллегам. Он старался заметить в каждом «изюминку» и нечто особенное, в неформальной обстановке не раз повторял: «Недостатки и дурак заметит», имея в виду, что положительные моменты увидеть гораздо труднее.

Проблема индивидуальности, наиболее ярко представленная в публикациях В. С. Мерлина, относящихся к 1970–1980:м гг., составляет пафос всего его научного творчества. В общей сложности Мерлиным было опубликовано более 250 работ.

Приступая к характеристике категории личности в трудах Мерлина, отметим, что прежде всего им выделялось четыре основных признака личности: активность личности, поскольку под личностью понимается такая организация психики, благодаря которой человек в состоянии активно изменять окружающую действительность; целостность психики человека, так как проявления личности — это проявления всего сознания в целом; направленность, которая является одной из самых существенных характеристик личности, и индивидуальное своеобразие, — а важнейшей причиной индивидуальности являются природные свойства организма и мозга.

Как пишет Мерлин, «в психологии очень распространен взгляд, что личность — это то же самое, что индивидуальность. С этим взглядом никак нельзя согласиться»1, поскольку индивидуальные особенности психики присущи и животным. Под личностью же понимается то, что само, в свою очередь, отпечатывается в окружающей действительности в результате творческой деятельности. Своеобразие же личности проявляется не только в ее индивидуальных особенностях, но и в ее социальной типичности.

Вольф Соломонович утверждает, что с незапамятных времен и до настоящего времени принято считать, что одни свойства человека типичны, а другие индивидуальны: чем больше в человеке типичного, тем менее он оригинален, самобытен, индивидуален, и наоборот. В действительности же это не так: в человеке нет двух сортов свойств — типичных и индивидуальных. Каждое отдельное свойство типично по одним проявлениям и индивидуально по другим. Основным же путем исследования любой интегральной индивидуальности является системный подход, который представляет собой общенаучный метод эмпирических исследований в самых различных теоретических и практических областях. Таким образом, Мерлин рассматривает всю совокупность индивидуальных свойств человека как большую иерархическую саморегулируемую систему, которая была названа им интегральной индивидуальностью — особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, т. е. целостная характеристика его индивидуальности. Эта динамическая система обеспечивает приспособление организма к среде. В. С. Мерлин выделяет в ней следующие иерархические уровни.

1. Система индивидуальных свойств организма. Ее подсистемы:

  •  биохимические;
  • общесоматические;
  • свойства нервной системы (нейродинамические).

2. Система индивидуальных психических свойств. Ее подсистемы:

  • психодинамические (свойства темперамента);
  • психические свойства личности.

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств. Ее подсистемы:

  • социальные роли в социальной группе и коллективе;
  • социальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ).

Рассматривая интегральную индивидуальность по данной схеме, В. С. Мерлин с учениками нашли, что первичным источником, опосредующим звеном между разными уровнями этой системы является индивидуальный стиль жизнедеятельности или деятельности. При его усвоении образуется такая система элементов жизнедеятельности или деятельности, благодаря которой компенсируется и преодолевается отрицательное влияние каких:либо индивидуальных свойств. Кроме того, благодаря усвоению индивидуального стиля деятельности повышается эффективность деятельности, усиливается положительная мотивация, изменяется личностный статус.

Необходимо отметить, что под психическими свойствами личности Мерлин понимал только такие относительно устойчивые и постоянные свойства, которые отличают одного человека или одну группу людей от другого человека или другой группы людей. Более того, свойствами личности являются только такие свойства, в которых выражаются отношения личности; также можно добавить, что любое психическое свойство личности проявляется или не проявляется в зависимости от внешних условий.

Предметом психологии личности, по словам В. С. Мерлина, является система таких психических свойств, которые определяются активными, высокообобщенными, относительно устойчивыми и постоянными отношениями личности к объективным сторонам действительности.

Итак, исследуя личность, нужно рассмотреть следующие ее характеристики; направленность, темперамент, характер, способности. Под направленностью понимаются такие психические свойства, которые определяют общее направление деятельности человека в разнообразных конкретных обстоятельствах жизни. Темперамент — свойство психики в целом, которое определяет динамику психической деятельности человека. Характер — это свойства личности в целом, проявляемые в качествах действия в типичных обстоятельствах и обусловленные отношением к этим обстоятельствам. Таким образом, в характере выражается прежде всего отношение личности к окружающей действительности, а также индивидуальные особенности отдельных психических процессов.

И характер, и темперамент, по Мерлину, не представляют собой просто суммы определенных черт. Отдельные черты характера, к примеру, тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную организацию —структуру характера. В нее входят черты, выражающие отношение:

  • к отдельным людям или к коллективу людей (общительность или замкнутость);
  • к труду (добросовестность или лень);
  • к вещам (аккуратность или неряшливость);
  • к себе (самолюбие, гордость).

Под способностями понимаются такие психологические свойства личности, которые являются необходимым условием возможности успеха.

Личность, по мнению Мерлина, проявляется и формируется в активной деятельности с предметами. С момента рождения ребенок уже представляет собой индивидуальность. Он не может быть личностью, поскольку у него отсутствует активная, преобразующая среду деятельность. «Ребенок впервые начинает становиться личностью тогда, когда начинает играть в… ролевые игры.»

Таким образом, мы видим, что основные идеи В. С. Мерлина являются развитием положений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева. Важно отметить, что он вслед за Мясищевым отказывается представлять личность в виде блочной структуры. Его структура личности — это многоуровневая система взаимных связей и организаций свойств личности.

Не менее популярна структура личности, предложенная К. К. Платоновым (1906–1984).

Важно отметить, что особое влияние на формирование этого подхода сыграла гештальт-психология.

Константин Константинович Платонов является известным российским ученым, биологом, доктором медицинских наук и доктором психологических наук, профессором, заслуженным деятелем науки. Родился К. К. Платонов 7 июня 1906 г. в Харькове в семье потомственного врача. Его дед был известным русским психиатром, одним из тех врачей-подвижников, которые способствовали утверждению нового подхода к лечению нервно-психических заболеваний, формированию гуманного отношения к человеку, пораженному этим тяжким недугом. Отец Платонова — крупный невропатолог, доктор медицинских наук, работавший некоторое время в Петербурге под руководством Бехтерева, ставший известным врачом-клиницистом, внесшим вклад в использование в клинике неврозов методов внушения и гипноза.

В 15 лет сам Константин Константинович уже работал лаборантом-биологом, а в 20 стал автором книги по биологии, изданной в качестве учебного пособия Наркомпроссом Украины. В нем он уделил внимание вопросам зоопсихологии. С 1926 г. начал исследования по психологии труда, социальной и юридической психологии. Одновременно он учился в медицинском институте, по окончании которого работал в Забайкалье, затем на Горьковском автозаводе, Челябинском тракторном заводе. За проведенные там исследования в 1936 г. получил ученую степень кандидата медицинских наук без защиты диссертации. С 1935 г. начал проводить исследования в области авиационной психологии. Опубликовал ряд книг по психологии летнего труда. В 1949 г. он первый начал читать в МГУ курс «Психология труда», а по монографии «Вопросы психологии труда» защитил докторскую диссертацию в области психологии. С 1960 г. был сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР, затем — сотрудником Института психологии АН СССР. Платонов — автор книг по психологии способностей, психологии личности. Большое внимание он уделял популяризации психологии. Его книга «Занимательная психология» переведена на 18 языков. Константин Константинович внес огромный вклад в становление отечественной психологической науки.

К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними при сохранении функции (именно поэтому концепция носит название функционально-динамической). В основу своей концепции личности ученый кладет системно:-структурный анализ. Он вводит понятие структурной единицы личности, в которой выступают взаимосвязанные стороны личности. Для психологической теории личности, по Платонову, структура — это объективно существующее взаимодействие реально существующего психического явления, взятого за целое, а также реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей. В данном случае целое есть личность, элементами же являются стойкие психические свойства или черты личности. Эта структура образуется взаимодействием четырех подструктур, для их вычленения были выбраны следующие критерии:

  • соотношение биологического и социального;
  • внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них;
  • свой особый, основной вид формирования;
  • объективно существующая иерархическая зависимость;
  • исторический критерий (этапы изучения советскими психологами личности).

К. К. Платонов выделяет следующие подструктуры личности.

  1. Биопсихические свойства — биологически обусловленные особенности личности (объединенные свойства темперамента, а также половые и возрастные свойства личности и ее патологические, «органические» изменения). Формируются (а точнее, переделываются (поправка автора. — С. Т.)) «нужные» черты, входящие в эту подструктуру путем тренировки, если переделка вообще возможна. Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне, вплоть до молекулярного уровня.
  2. Индивидуальные особенности психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Причем порядок этот не случаен. Как полагает К. К. Платонов, психическая память развивалась на основе физиологической и генетической, и без нее невозможно существование и развитие ни одной из форм отражения. Но каждая форма отражения, закрепляясь своим видом памяти, становится свойством личности. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно отчетливо. Формируется она путем упражнения, а изучается на индивидуальном психологическом уровне.
  3. Опыт личности или уровень ее подготовленности: знания, умения, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и генетически обусловленных свойств личности. Активность опыта проявляется через волевые усилия, а его изучение требует психолого-педагогического уровня. Этот уровень не был принят большинством психологов. Действительно, пишет Платонов, только начинающий формироваться навык — еще не свойство личности, а только психический процесс или состояние. Но его типичные для данной личности проявления в процессе обучения делаются свойствами. В этом и заключается диалектика перехода состояний в качества личности.
  4. Социально обусловленные качества личности (направленность и отношения, проявляющиеся как моральные черты) не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Направленность, в свою очередь, взятая в качестве целого, включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. Отношения же следует рассматривать не как качество личности, а как атрибут сознания наряду с переживанием и познанием, которые определяют проявления активности.

В итоге все свойства личности могут быть «уложены» в эти четыре подструктуры. Важно добавить, что некоторые из наших свойств могут находиться только на одном из перечисленных выше уровней, например, заинтересованность — только на четвертом. Некоторые же могут находиться как бы на пересечении этих уровней, например, музыкальность — взаимосвязь первой, второй и третьей подструктур.

Таким образом, концепция динамической функциональной структуры личности представляет собой стержневой раздел учения о личности, потому что теоретически она позволяет глубже раскрыть сущность личности как структурного феномена, практически же с ее помощью можно систематизировать весьма большое число свойств личности, тем самым преодолев их многообразие.

С. Л. Рубинштейном (1889–1960) была разработана целостная и стройная философско-психологическая концепция человека, его деятельности, поведения и сознания, всей его психической и духовной жизни.

Сергей Леонидович Рубинштейн получил образование в Германии в университетах Берлина, Фрайбурга и Марбурга, изучая философию, социологию, математику, естествознание, а также логику и психологию. Можно сказать, что Рубинштейн получил подлинно энциклопедическое образование, овладев глубокими знаниями. Однако, освоив присущую им культуру и искусство мышления, Сергей Леонидович не стал ни последователем, ни продолжателем дел своих учителей. После возвращения в Одессу в 1913 г. он берется за скромный труд преподавателя психологии и логики в гимназии, отказавшись от блестящих предложений возглавить любую кафедру философии и логики в университетах Европы. Поворотным моментом в его судьбе стала встреча с Н. Н. Ланге, который приглашает Рубинштейна в 1919 г. на должность доцента на свою кафедру философии и психологии в Одесском университете. После смерти Н. Н. Ланге в 1922 г. он возглавляет кафедру. С 1933 г. Сергей Леонидович заведует кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. Герцена. В этот период определяются задачи, совокупность решения которых позволяет говорить об уникальности его роли в развитии психологии. Первая — разработка методологии психологии как фундамента построения науки нового типа, представляющей собой не описательное, а объяснительное знание. Вторая — создание системы психологии как науки, которая включала бы все критически переосмысленные достижения мировой науки и одновременно опиралась бы на отечественные эмпирические исследования. Третья — задача раскрытия и преодоления кризиса психологической науки.

Во время войны Рубинштейн проявил большое личное мужество, оставшись в осажденном Ленинграде для того, чтобы в качестве проректора организовывать работу педагогического института в период блокады. Он принимал активное участие в организации обороны города, разработке системы маскировки контуров архитектурных памятников. Кроме того, он готовит информацию для командования о концепции Е. Крюгера об особенностях психологии фашизма, опираясь на свои знания, полученные во время учебы в Германии. В 1942 г. он назначен командиром специального эвакуационного состава, вывезшего из Ленинграда группу ученых. Затем он был переведен в Москву, где возглавил Институт психологии при МГУ. Одновременно он создает кафедру психологии в университете и приглашает А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурию, Б. В. Зейгарник, П. Я. Гальперина и др. В 1943 г. С. Л. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. В 1945 г. Рубинштейн создал Сектор психологии в Институте философии АН СССР — первую психологическую лабораторию в Академии наук СССР.

Переходя к описанию концепции этого ученого, отметим, что именно С. Л. Рубинштейн и Д. Н. Узнадзе еще в 1930:х гг. обращаются к проблеме личности с целью раскрытия ее психологической сущности и механизмов, тогда как в предшествующий период изучение личности в основном подменялось характерологией. Важнейшим в рубинштейновском понимании личности являлось то, что он с самого начала рассматривал ее не как абстракцию или феноменологическую данность (объект диагностики, ограничивающейся ее характеристиками в данный момент), а в деятельности и на протяжении жизненного пути, т. е. в ее становлении, развитии, изменении. Далее он раскрывает систему отношений личности к ее сознанию — к миру, к другому человеку и самой себе, глубоко прорабатывая в «Основах общей психологии» проблему самосознания личности. В том же труде он предлагает модель личности, включающую «хочу» (мотивы, потребности), «могу» (способности), «я сам» (характер). Конечно, это более конкретный уровень определения личности, чем тот, где личность характеризуется прежде всего сознанием и реализует в деятельности свою сущность.

Совершенно оригинальным является доказательство того, что и способностям, и характеру присущ единый механизм обобщения, который традиционно оставался в сфере внимания психологов, разрабатывающих проблему мышления.

Необходимо отметить, что, приступая к характеристике личности, С. Л. Рубинштейн особое внимание обращает на зависимость психических процессов от личности. Это выражается в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми, в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности, а также в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Самым существенным в анализе этих составляющих является раскрытие их функционирования в процессе функционирования личности, ее взаимодействия с миром, движения по жизненному пути. В данном случае Рубинштейн разработал, в отличие от структурно-статистического, функционально-динамический и, в широком смысле слова, генетический подход к личности и ее образующим.

Определяя психический процесс как деятельность, С. Л. Рубинштейн находит, что психические процессы являются строительным материалом, из которого складываются психические свойства личности. Отсюда понятно, что формирование психической деятельности и свойств совершается одновременно и представляет собой единый процесс. Рубинштейн отмечает, что любое внешнее воздействие влияет на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее также под влиянием внешних воздействий. Отсюда становится понятной формула: «личностью не рождаются, а становятся». Действительно, все психические процессы в ходе деятельности плавно перетекают в свойства личности. Психические свойства личности — не определенная данность, а характеристики, которые формируются и развиваются в процессе деятельности.

Таким образом, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, важными являются следующие положения.

  1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках не только проявляются, но и формируются.
  2. Психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности.
  3. Процесс изучения психического облика личности предполагает решение следующих вопросов: чего хочет личность, что может личность, что есть личность. Соответственно, это вопросы о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах; о способностях; о характере.

Данные аспекты взаимосвязаны, взаимообусловлены и в конкретной деятельности объединяются в единое целое.

Еще одним представителем функционально-динамического подхода к личности является К. А. Абульханова6Славская (род. в 1932). Научную деятельность в области исследования психологии мышления она начала уже в 1953 г. под руководством С. Л. Рубинштейна. В своих работах она развивает многие идеи Рубинштейна, последовательно разрабатывает теоретические концепции личности как субъекта жизненного пути и субъекта деятельности. На протяжении последних 20 лет разработаны и эмпирически обоснованы концепции личностной организации времени жизни и социального мышления личности. На данный момент является заведующей лабораторией психологии личности Института психологии РАН. Всего опубликовала более 200 работ.

Выступая как последователь школы С. Л. Рубинштейна, Ксения Александровна Абульханова:Славская определяет личность как субъект жизненного пути. С. Л. Рубинштейн предложил рассматривать человеческую жизнь не в качестве ряда событий, а как целое. События он оценил как узловые моменты, поворотные этапы в жизни индивида. Они определяют жизненный путь человека на долгое время. Критические ситуации же определяют жизненный вариант. С точки зрения Абульхановой-Славской, предложенная Рубинштейном концепция субъекта позволила рассматривать жизнь в процессе активного отношения к ней человека. Процесс существования личности на определенном этапе ее развития перестает быть случайной чередой событий. Отсюда возникает глубокая идея К. А. Абульхановой-Славской о том, что жизненный путь личности подлежит не только возрастной, но и личностной периодизации, так как, начиная с юности, разные люди проходят этапы личностного развития в разном возрасте. Она рассматривает жизненный путь человека как его способность организовать свою судьбу по собственному замыслу, ею выделяются типы жизненных стратегий по двум основаниям: инициатива и ответственность.

Абульханова-Славская выделяет индивидуальную способность к регуляции времени, связывая эту способность с эффективностью работы в условиях лимита или дефицита времени.

Обсуждая вопрос предмета персонологии, ученый отмечает, что, в отличие от социальной психологии, мы исследуем не массовое сознание, не межличностные, интерактивные процессы, а мыслящую личность. Предметом мышления личности является вся социальная действительность в совокупности феноменологических и сущностных характеристик (социальных процессов, событий, ситуаций, отношений и поведения людей, их личностей), а также ее собственная жизнь. Личность как субъект жизни имеет способность к такому мышлению и потребность в нем. Сознание личности, включающее в себя ценности, значения, смыслы и другие осознанные и неосознанные компоненты в разные периоды жизни личности, выступает в качестве осознания, осмысления, т. е. актуального сознания. Его предметом становятся разные события, ситуации, личности, их поступки или сама личность, ее жизнь.

Активность представляет собой способ выражения жизненных потребностей, это функционально-динамическое качество личности, интегрирующее ее психологическую структуру и обеспечивающее личности возможность продвигаться по жизненному пути. В концепции К. А. Абульхановой-Славской личностная активность проявляется в становлении человека субъектом деятельности, когда у него возникает собственное отношение к деятельности, создается свой «стиль» ее осуществления. «Активность личности одновременно включает в себя три отношения: к себе; к общности (к другим — использовать их, поддержать, отрицать) и других к себе. Последнее отношение один тип людей способен воспринимать адекватно, а другие типы дают свою интерпретацию отношениям к себе, воспринимают не реальность, а кажимость». Из предметов, средств, условий и прочего личность, как субъект деятельности, формирует целостный контур деятельности, т. е. эта целостность создается ею из производственных, социальных, экономических элементов. При этом личность сочетает объективные требования и собственные интересы, цели, опыт, мотивы, способности, свои состояния активности. Ценность деятельности для личности связана прежде всего с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. Ценность деятельности для личности изменяется на протяжении жизни в зависимости от того, насколько с течением времени человек считает, что он уже реализовал себя в профессии, доволен своей позицией в ней, достигнутыми результатами. Личность и деятельность, как бы последовательно «переливаясь» друг в друга, взаимно обновляются и побуждаются к дальнейшему движению.

Среди методов исследования личности К. А. Абульханова-Славская отдает предпочтение естественному эксперименту; событийно-биографический метод рассматривается как вспомогательный. Ею реализуется функционально-динамический подход к личности, предполагающий ее изучение в масштабе жизненного пути, и  анализ «высших динамических качеств», характеризующих личность как субъекта жизнедеятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)