Основные принципы развития физических способностей

Принципы развития физических способностей раскрывают общие положения по управлению этим процессом, определяют свои методические требования, основываясь на закономерностях единства развития физических способностей, функционального состояния и техники выполнения физических упражнений.

Специфичность закономерностей требует и соответствующих педагогических (методических) воздействий их реализации: для обучения движениям – одни педагогические принципы, для развития физических способностей – другие.

Обучение движениям связано с воздействием на обучаемого физических нагрузок, следовательно, необходимо учитывать закономерности реакции организма на нагрузки. Поэтому и существуют особые принципы, выражающие главным образом закономерности взаимосвязи состояния человека и физической нагрузки – принципы развития физических способностей.

Принцип регулярности педагогических воздействий. Этот принцип основывается на необходимости регулярных (постоянных) занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека, которые развиваются и совершенствуются в процессе деятельности, связанной с проявлением данных способностей.

Закономерности, лежащие в основе этого принципа, характеризуют влияние повторного воздействия движений и действий на организм человека, чередование нагрузки и отдыха на фоне различных фаз восстановления работоспособности и обратимость развития способностей в случае неоправданно длительных перерывов между занятиями.

При реализации принципа регулярности важно обеспечить последовательность, постоянство, непрерывность развивающих воздействий для возникновения и прогрессирования адаптационных перестроек функционального и структурного характера, являющихся биологической основой развития физических способностей.

Определенный порядок чередования нагрузки и отдыха (режима двигательной деятельности) для развития отдельной физической способности лежит в основе оптимального совершенствования данной способности.

Интересно
Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий. Закономерности этапности и неравномерности развития физических способностей являются основой этого принципа, их соблюдение в процессе развития физических способностей требует сочетания постепенности увеличения нагрузки и предельности нагрузок.

Постепенность означает постепенное увеличение нагрузки, как в отдельном занятии, так и серии занятий, что вызывает приспособление организма человека к нагрузке.

Адаптационные процессы, вызванные нагрузкой, содействуют углублению и закреплению адаптационных перестроек, способствуют созданию предпосылок перехода на новый, повышенный уровень нагрузок.

Физические нагрузки, не соответствующие физическим возможностям занимающихся, завышенные требования к органам и системам организма, стремление к быстрому росту физических способностей в большинстве случаев приводят к срыву адаптации (перетренированности, травмам, заболеваниям).

Однако наиболее значительные прогрессивные изменения уровня развития физических способностей возникают при применении так называемых предельных (максимальных) нагрузок, следовательно, при определенном уровне физической подготовленности на отдельных этапах подготовки целесообразно их применение.

Нагрузка, которая в полной мере мобилизует функциональные резервы организма человека, но не выходит за границы его адаптационных возможностей, не наносит ущерба нормальному функционированию организма и не приводит к его перенапряжению, перетренированности, называется предельной.

Понятие предельности нагрузки носит относительный характер. Так, при одном уровне подготовленности, а также специфике самих нагрузок, нагрузка будет предельной, при другом – околопредельной, в третьем не будет вызывать развивающих воздействий.

Величина физической нагрузки характеризуется ее объемом и интенсивностью. Следовательно, повышение нагрузки будет осуществляться за счет увеличения объема нагрузки или ее интенсивности либо одновременного изменения этих показателей. В практике применяются различные способы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая, волнообразная и скачкообразная (пилообразная).

Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера. Этот принцип требует последовательного применения как в рамках одного занятия, так и в серии занятий, различных по величине и преимущественной направленности нагрузок.

В процессе развития физических способностей используются нагрузки преимущественно избирательного (направленные на развитие отдельных способностей) и комплексного (совершенствования разных способностей) характера и различной величины.

Принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимущественной направленности нагрузок как внутри отдельного занятия, так и в рамках серии занятий. Для его реализации важное значение имеет учет закономерностей «переноса» физических способностей и закономерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха.

В процессе развития физических способностей могут использоваться нагрузки преимущественно избирательного и комплексного характера различной величины – большие, значительные, средние и малые

Первые предусматривают преимущественное развитие отдельных способностей, к примеру, скоростных или силовых, а вторые обеспечивают последовательное или параллельное (одновременное) совершенствование разных способностей, скажем, скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного характера и т. д.

Доказано, что использование однонаправленных нагрузок при развитии одной какой-либо способности в отдельном занятии или серии занятий оказывает на организм человека более глубокое, но локальное воздействие по сравнению с комплексными нагрузками.

В практике встречаются различные варианты сочетания нагрузок избирательной направленности. Например, для развития аэробной выносливости лыжника-гонщика на протяжении одного занятия можно применять передвижение только на лыжероллерах. Однако выполнять это тренировочное упражнение нужно в режиме различных методов: вначале следует использовать интервальный метод, а потом – равномерный; или наоборот, можно использовать комплекс различных однонаправленных средств в структуре одного метода тренировки.

Нагрузка комплексной направленности оказывает более широкое, но менее глубокое воздействие на организм. При использовании нагрузок комплексной направленности с последовательным развитием различных способностей в первую очередь необходимо определить рациональную последовательность, т. е. порядок и очередность введения в занятие нагрузок, содействующих развитию разных способностей; выбрать рациональное соотношение объема и интенсивности нагрузок.

Доказано, что нагрузки скоростного характера создают благоприятный физиологический фон для нагрузок, требующих по преимуществу проявления выносливости. Последние же оставляют за собой фон, который в течение ряда часов (если возрастание было значительным) может неблагоприятно сказываться на выполнении скоростных упражнений.

Установлено также, что скоростные нагрузки хорошо сочетаются с воздействиями силового характера, причем положительное последействие может иметь место при известных условиях, как в случае, когда силовые упражнения предшествуют скоростным, так и при обратной последовательности.

Поэтому при выборе оптимальной последовательности нагрузки в комплексных занятиях целесообразно придерживаться следующего порядка применения по их преимущественной направленности (рис.11).

Основные принципы развития физических способностей

Это справедливо и для последовательности упражнений внутри отдельных занятий, и для очередности занятий в недельных или близких к ним по длительности циклах.

Конечно, указанный порядок не является единственным в практике физического воспитания и спорта. В зависимости от целого ряда факторов (подготовленности занимающихся, величины и динамики применяемых нагрузок, общей направленности занятий и т. д.) может встречаться и иной порядок сочетания.

Так же при использовании нагрузок комплексной направленности с последовательным развитием различных способностей возможна следующая методическая последовательность (рис.12):

Основные принципы развития физических способностей

Вопрос о соотношении объема или интенсивности нагрузок в каждом конкретном случае должен решаться с учетом их характера, направленности и последовательности применения, функционального состояния, индивидуальных особенностей занимающихся и т. п.

Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий.

Повышение уровня развития физических способностей осуществляется более динамично, если весь тренировочный процесс направлен на достижение поставленной цели (целенаправлен), а подбор физических упражнений и физической нагрузки соответствует (адекватен) адаптационным возможностям организма.

В соответствии с этим при построении тренировочного процесса необходимо выбрать оптимальный режим физической активности, определить направленность и величину физической нагрузки, ее объем и интенсивность, создать условия для оптимального чередования нагрузок для развития различных способностей, предусмотреть соответствующие формы повышения нагрузок и их варьирование.

Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий. Исходя из названия можно понять, что принцип подразумевает процесс формирования физических способностей и осуществляется с учетом возраста занимающихся. Так, на этапе роста и развития организма направленность физической нагрузки должна варьироваться с учетом сенситивных периодов для развития тех или иных способностей, на этапе зрелости организма возможно применение максимальных нагрузок и демонстрация максимальных результатов, в старшем возрасте нагрузки должны способствовать сдерживанию процессов инволюции.

Принцип сопряженного воздействия. Основывается на тесной взаимосвязи процессов развития физических способностей и формирования двигательных навыков. Направляя тренировочный процесс, можно акцентировать его преимущественное влияние или на развитие способностей, или на совершенствование умений и навыков. Это достигается путем включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на одновременное развитие физических способностей и формирование двигательного умения или навыка.

Интересно
Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей. Используемые в тренировочном процессе педагогические воздействия (средства, методы и формы) должны опережать степень развития физических способностей у индивида.

Схематично идея опережающего использования различных методов для постоянного совершенствования физических способностей представлена на рис. 13.

Основные принципы развития физических способностей

Прогресс в развитии возможен только при опережении применяемой методики и тренировочных нагрузок внутреннего развития конкретной способности.

Нарушение принципа опережающего воздействия приводит к застою в развитии «плато»

«Плато» в развитии способностей, как правило, есть результат шаблонной методики, нарушения принципа опережающего соответствия, отставания использования методических приемов от развития способностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)