Основные подходы к изучению культуры

Культура – это сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система. Она охватывает различные стороны взаимодействия человека с другими людьми и с самим собой, с природой и обществом. Коммуникативная сущность культуры побуждает к диалогу, стимулирует творчество и активность, познание и понимание. Как неотъемлемый атрибут человеческого существования, она «везде и всюду».

Эта широта культурного ареала затрудняет определение ее предметной области. Человек как создатель культуры «обручен» с ней тесными узами повседневной жизни, но и «обречен» осваивать ее нормы и ценности, символы и традиции.

Творчество и новаторство — необходимые импульсы динамики культуры, но человечество лишь постепенно принимает их как благо и ценность. Эти два лика культуры порождали отношение к ней либо как к высшему достижению разума и таланта, либо как к оковам, ограничивающим свободу.

Кроме того, явления культуры «ускользают» от рационалистического анализа, не всегда поддаются точному описанию и объяснению. В них остается неопределенность, недосказанность, загадочность и таинственность. Культура внутренне противоречива и трудно предсказуема. Все эти особенности феномена культуры затрудняют ее исследование. Гуманитарные науки в той или иной степени обращены к исследованию культуры.

Ученые неоднократно размышляли о путях и судьбах развития культур и цивилизаций; о механизмах исторической преемственности и трансляции культур; о единстве и многообразии культур народов мира.

О смысле творчества и духовной энергетике человека, о свободе и ценностях; о периодах возвышения, расцвета культур, но так же о мрачных трагедиях в истории культуры. Все эти и многие другие проблемы всегда волновали человечество.

Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений.

Она рассматривает эти проблемы, по крайней мере, в трех аспектах:

  1. Дифференциация феноменов культуры для выявления их социальной и культурной значимости, символической и знаковой ценности.
  2. Интеграция изучаемых явлений в контексте культуры, обеспечение системного и целостного анализа.
  3. Сравнения и сопоставления феноменов, теоретическое обеспечение компаративистики для понимания культур различных народов и регионов.

Культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источниковедческую базу.

Решение культурологических проблем предполагает использование системно-структурного подхода, который дает возможность рассмотреть объект с точки зрения взаимодействия целого и части и позволяет понимать культуру как сложное системное образование.

Такой подход требует применения одного из принципов системного исследования – это структурно-функциональный анализ.

Выделяют следующие основные подходы в понимании культуры:

  • аксиологический (Г. Риккерт, Н. Гартман, В. Виндельбанд и др.);
  • деятельностный (М. Каган, Ю. Жданов, Э. Маркарян и др.);
  • семиотический (Ч. Моррис, Р. Карнам, Ю. Лотман и др.);
  • диалоговый (М. Бахтин и др.).

Осмысление сущности культуры связано с применением принципа историзма, т.е. чтобы понять современное состояние культуры – ее строение и функции надо знать истоки культуры и процесс ее исторического развития. В истории учений о культуре не сложилось единого мнения по вопросу об ее сущности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)