Основные направления изменений в современном образовательном процессе в школе

Основной задачей образовательного процесса является воспитание образованного человека. Всегда считалось, что образованный человек – это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление (Н.Г. Чернышевский).

Естественно, что эти личностные качества становятся, формируются, развиваются и в условиях образовательного процесса в школе. Отсюда образовательный процессе выступает как важнейшее условие воспитания образованного человека. Достаточно убедительно об этом сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной приказом президента РФ 04.02.2010 г.

Важнейшими качествами личности, формируемыми в современной школе, становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Отсюда главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Образовательный процесс в школе должен быть построен так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. (Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”).

Интересно
Очевидно, что традиционно построенный образовательный процесс не может полностью удовлетворить потребности общества в воспитании образованного человека, поскольку новые ценности информационного общества требуют и нового понимания в каких условиях должен воспитываться образованный человек.

Как отмечено в цитируемом выше документе в этом процессе, «…ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Другими словами одной из существенных черт изменений образовательного процесса является то, что в нем внимание уделяется не столько определению сформированности предметных знаний и умений, сколько выявлению способностей решать практико-ориентированные задачи на основе информации, предъявляемой в разных видах, выявлению тех знаний и умений, которые будут полезны учащимся в будущем.

А это предполагает:

  • ориентацию процесса обучения на самостоятельность школьников, что позволяет им овладеть необходимыми в информационном обществе умениями и навыками и чувствовать себя более уверенными в условиях неопределенности;
  • изменение позиций учителя как организатора образовательного процесса и построение более сложной профессиональной деятельности, которая включает новую ответственность за принимаемые изменения, возможные риски, построение новых общественных отношений на основе взаимопонимания и партнерства;
  • организацию образовательной среды школы путем обогащения внешкольными источниками информации, что дает возможность школьникам и учителям использовать образовательный потенциал среды, интегрировать информацию, получаемую из среды, в контексте процесса обучения.

По мнению ряда Санкт-Петербургских ученых (О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына) основные изменения современного образовательного процесса связаны со следующим:

  • с изменением направленности педагогических целей на самореализацию личности школьника;
  • с изменением содержания образования путем включения в учебный материал практико-ориентированных задач, предполагающих использование информации, представленной в различных источниках, а также путем включения надпредметных программ;
  • с изменением характера взаимодействия учителя и школьников, ориентированного на организацию учителем самостоятельной работы школьников, развитие готовности учителя к изменениям процесса обучения;
  • с изменением используемых в образовательном процессе технологий обучения — ориентация на использование информационных технологий в сочетании с технологиями развития критического мышления, проектными, исследовательскими технологиями, которые обусловливают овладение учителями новыми профессиональными ролями (организатора, координатора, помощника, консультанта) и предполагают командную работу преподавателей;
  • с изменением оценки достижений школьников на основе взаимодополнения количественной (успеваемость) и качественной характеристики образовательных результатов (портфолио, профиль умений, дневник достижений).

Изменения в образовательном процессе современной школы существенно меняют деятельность учителя: появляются новые функции, определяемые системой отношений, в которые вступает учитель при реализации профессионально-педагогической работы в современной школе.

Ведущей функцией учителя является содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования.

Функция содействия образованию школьника проявляется в следующем:

  • в отборе учителем содержания образования по предмету на основе пересечений информационных потоков учителя и учащихся, опоры на скрытый опыт учащихся, а также межпредметной интеграции знаний в учебных и социальных проектах;
  • в выборе учителем образовательных технологий (проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативных технологий), не только решающих задачи освоения содержания предмета, но и способствующих становлению компетентностей учащихся;
  • в формировании учителем открытой образовательной среды, рассматриваемой как вид социокультурной среды и представляющей собой совокупность образовательных ресурсов, из согласованности отношений которых создаются пространство и реальные или переживаемые условия образования школьника; открытая образовательная среда способствует становлению и проявлению компетентностей школьников, когда предметные знания становятся основой для решения реальных жизненных проблем;
  • в выборе разнообразных способов оценки и учета достижений учащихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов, способов учета достижений, основанных на самооценочных процессах (портфолио, дневник достижений, профиль умений и пр.).

В последнее время все острее проявляет себя противоречие между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации.

Ведущим путем разрешения этого противоречия является ориентация образовательного процесса в обеспечении требований к уровню подготовки выпускников на достижение компетентности.

Чаще всего компетентность понимается как интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

При этом «способность» в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение. «Способен», т. е. «умеет делать». Способности — индивидуально-психологические особенности свойства-качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.

Ориентация на достижение компетентностей задает принципиально иную логику организации образовательного процесса, а именно логику решения задач и проблем, причем не только и не столько индивидуального, сколько группового, парного, коллективного характера.

Соответственно перед учителем, если он хочет в качестве образовательного результата иметь компетентность учеников, встает задача не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности.


В современной школе, как отмечается в работе О.В. Акуловой, С.А. Писаревой и др. становится все более распространенным подход, в основе которого лежит выделение ключевых компетентностей.

С позиции такого подхода строиться современный образовательный процесс. Сколько и каких компетентностей должно быть у выпускника школы, определяется социальным заказом общества, зависит от запросов работодателей, от требований, предъявляемых к конкурентоспособности выпускников на рынке труда, от социокультурной ситуации в обществе и др.

В этой связи новые задачи образования, решаемые в образовательном процессе школы формулируются в соответствии с традиционными ценностями российского образования, ориентацией на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность.

К ним относят:

  • научить получать знания (учить учиться);
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда);
  • научить жить (учение для бытия);
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).

В условиях компетентностного подхода образовательный процесс ориентирован на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся.

При этом, для достижения компетентностей школьников существенно важными являются следующие положения:

  • компетентность — это деятельностная категория, т. е. проявляется только в определенной деятельности;
  • компетентность не сводится к знаниям или навыкам, но включает их в себя;
  • для определения компетентности большое значение имеет контекст, т. е. человек, компетентный в одном виде деятельности, может быть некомпетентным в другом;
  • значительную роль в проявлении компетентности играет конкретная ситуация, в одной и той же сфере деятельности, но в разных обстоятельствах человек может проявить (или не проявить) свою компетентность;
  • для проявления компетентности большое значение имеет значимость (субъективная ценность) для индивида поставленных задач, его заинтересованность в решении проблемы.

Реализация такого подхода в проектировании образовательного процесса требует соблюдения определенных организационно-педагогических условий, к которым относят:

  1. Индивидуализация образовательного процесса. Обеспечивается за счет самостоятельного выбора учащимися учебных предметов, форм обучения, мест стажерской практики, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и т.д. Этот выбор оформляется учащимся как индивидуальная образовательная программа, которая создается на основе исследования доступных учащемуся образовательных ресурсов школы, региона, сети Интернет. Важным условием индивидуализации учебного процесса является открытость и вариативность авторских программ преподавателей.
  2. Расширение пространства социальной реализации учащихся. Обеспечивается включением учащихся в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), встраиванием учащихся в социально значимые программы регионального, федерального и международного уровня, обеспечением реализации социальных проектов учащихся, организацией предпрофессиональных стажировок и практик. Организационно-педагогическое сопровождение социальных проб учащихся старших классов выстраивается как “социальное продюсирование”.
  3. Организация пространства рефлексии и мыследеятельности (собственно образовательное пространство). Обеспечивается, прежде всего, особой педагогической позицией “тьютор”. Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с учащимся его образовательных целей и перспектив, его образовательной истории и социального опыта, анализ образовательной деятельности, формулирование осознанного заказа к обучению и подготовке.
  4. Переход от “знаниевого” к “способному” содержанию образования. Обеспечивается тем, что в подростковой школе учащийся овладел рядом универсальных способов деятельности – творчеством, исследованием, проектированием. В старшей школе эти способы становятся базовыми при освоении той или иной образовательной области.

Сам выбор учебных предметов во многом продиктован исследовательской или проектной работой старшеклассника, а школа придает творческим, исследовательским и проектным работам учащихся статус итоговых экзаменационных работ.

В соответствии с этими условиями изменяются и профессиональные задачи учителя.

Основные направления изменений в современном образовательном процессе в школе

Основные направления изменений в современном образовательном процессе в школе

Педагогический анализ этих задач приводит к мыли о том, что традиционный процесс образовательный процесс, построенный в рамках классно-урочной системы, не позволяет в полной мере реализовать идеи компетентностного подхода.

Это обусловило обращение к теоретическим исследованиям и опыту образовательной практики, направленным на проектирование нелинейного процесса обучения. А это еще одна существенная черта изменений образовательного процесса в современной школе.

Линейный процесс обучения предполагает постепенное накопление учащимися информации, а логика его построения связана с восхождением от простого к сложному.

В такой логике приобрести необходимые для жизни в информационном обществе компетенции не представляется возможным, поскольку их приобретение во многом зависит от учителя. Учитель должен учить школьников знаниям.

Однако часто большую часть школьников отличает фрагментарность, «клиповость» мышления («клиповость» это свойство, которое заключается в следующем — в памяти хранится разнообразная информация, какими-то фактами, картинками, но нет связи между ними, просто «кадры», которые не могут быть сложены в единый фильм), его дискретность, мозаичность.

Интересно
Распространение гипертекстовых и гипермедиальных систем в конце 80-х годов XX века создало принципиально новые возможности в обучении для организации и предъявления учебного материала, что, в свою очередь, повлияло на способы приобретения знаний, педагогическую практику и систему образования в целом.

Внедрение информационных технологий во все сферы жизни, появление Интернет оказало существенное влияние на процесс интеллектуальной деятельности, познания и общения.

Перечисленные особенности обусловливают смену традициинного линейного обучения на нелинейное, в основе которого не только соответствующие принципы классической дидактики, но и принципы интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования средств мультимедиа.

Главным в образовательном процессе становится не передача знаний, а сам обучаемый. Школы при таком подходе должны превратиться в своеобразный «набор конструктора», где школьник сам выбирает детали (учитель, предмет, школа) и составляет свою собственную программу обучения – индивидуальный образовательный маршрут.

Нелинейное обучение предполагает использование специальных методов обучения, которые формируют у человека способность воспринимать нужную информацию в нужном месте и в нужное время. Происходит не механическое накапливание знаний «впрок», человек получает лишь необходимые понятия. Остальные знания он получает как «информационный пакет», которым может воспользоваться при необходимости.

Нелинейное обучение, по мнению многих ученых-исследователей (О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына) предполагает:

  • создание специальной информационно-образовательной среды учреждения;
  • возможность получения информации в виде неосознанных знаний, умений или навыков;
  • возможность проявления полученной информации.

Как основу реализации идей нелинейного обучения можно рассматривать разработку образовательных программ. Разработка образовательных программ позволяет претворить в жизнь чрезвычайно важную идею о том, что стандарт может быть достигнут различными путями.

Выбор пути зависит от особенностей конкретного ребенка, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного стандарта, на разработку и реализацию необходимых видов педагогической помощи ученику.

Ориентация на расширение и активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, на развитие коммуникативных навыков, на формирование умения делать осознанный и ответственный выбор требует частичного выхода за рамки традиционной классно-урочной системы, за рамки преимущественно замкнутой школьной системы образования.

Поэтому в качестве вариантов совершенствования образовательного процесса могут рассматриваться:

  • модульная организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения (например, опыт организации профильного обучения, предполагающего выбор обучающимся своего набора дисциплин из базового общеобразовательного, профильного общеобразовательного и элективного модуля);
  • организация проектной деятельности школьников (это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности, стремиться к самореализации и самосовершенстовованию);
  • составление динамичного расписания, позволяющего оптимизировать временной режим процесса обучения, учесть факторы, влияющие на утомляемость школьников;
  • организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения, которая предполагает блочно-модульное построение курсов за счет рационального использования учебного времени (интенсификация учебного процесса, переход к цикличным формам обучения, «погружение» в предмет);
  • проектирование индивидуальных учебных планов учащихся, обеспечивающих возможность учитывать их познавательные запросы, создание системы поддержки талантливых детей;
  • создание виртуально-распределенных школ (организация дистанционного обучения с индивидуально-посильным темпом получения образования);
  • создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • и, как следствие – создание школьной инфраструктуры, соответствующей современному образовательному процессу. Школа должна стать центром не только образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь должна стать важным условием формирования здорового образа жизни.

Таким образом, нелинейный процесс обучения — это процесс, в котором школьник имеет возможность:

  • сам выстраивать свой образовательный маршрут, реально участвовать в учении при поддержке учителя;
  • содержание и способы деятельности школьника ставят его в позицию, побуждающую действовать активно и самостоятельно;
  • каждый школьник имеет возможность разработать свою собственную программу изучения того или иного курса, включающего обязательный внутренний модуль (ядро) и вариативный внешний модуль (оболочку);
  • у каждого школьника имеется возможность перехода в течение урока от одной формы обучения к другой и обратно;
  • имеется возможность комплексного использования средств мультимедиа.

При таком подходе к построению современного образовательного процесса можно определить этот образовательный процесс как самостоятельное «путешествие» в информационном пространстве, в котором маршрут прокладывает сам обучаемый на пути к высшей форме самореализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)