Особенности образовательного процесса в условиях поликультурного, полиэтнического общества

Интеграция в мировое сообщество и процесс построения открытого демократического общества ставят перед российской системой образования новую цель – воспитание личности, обладающей планетарным мышлением, способной рассматривать себя не только как представителя родной культуры, проживающей в конкретной стране, но и гражданином мира, воспринимающим себя носителем своей и иноязычных культур и осознающим свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.

Современные условия функционирования школы в поликультурном мире формируют новые вызовы, требующие не только сохранения и дальнейшего развития отдельных национальных культур и культуры России в целом, а также формирования и развития конструктивного диалога культур, основанного на взаимном уважении и принятии.

В этом плане проблема воспитания толерантности, обеспечивающая межкультурное взаимодействие всех участников образовательного процесса приобретает особый смысл. Наиболее острым аспектом указанной проблемы является толерантность в сфере межэтнических отношений.

В этой связи возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному полилогу. Этот социальный заказ эпохи настоятельно требует освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций.

Методологическим инструментом построения в современной школе полиэтнической образовательной среды выступают концепции диалога культур и культурного плюрализма.

Диалог подразумевает множество смыслов или разные смыслы, имеет множество значений. По мнению М. М. Бахтина, предполагаются:

  • уникальность каждого партнера и принципиальное равенство друг с другом;
  • различие и оригинальность точек зрения, ориентация на понимание и на активную интерпретацию точки зрения партнера;
  • взаимное дополнение позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.

Диалогичность рождается в поиске нового без разрушения старого, в сопряжении с иным, в стремлении к взаимопониманию и признанию за обеими культурами относительной истинности, позволяет воспринять иные аргументы, другой опыт.

Для эффективного межэтнического взаимодействия и успешной адаптации в социуме большое значение приобретают знания о культуре, традициях и обычаях других народов; понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к иным точкам зрения и ценностям, отличным от собственных; умение преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей, идти на разумный компромисс.

Из этого следует, что современная ситуация развития образования требует от педагога высокой научной компетентности, большого мастерства и постоянного личностно-профессионального совершенствования.

И здесь особое значение приобретает способность учителя управлять образовательным процессом в быстроменяющихся условиях переориентации целевых установок, динамично обновляемого содержания образования, вариативности его форм и методов в условиях межкультурного взаимодействия.

Школа, как социальная структура, представляет собой социальный институт, в котором ребенок больше всего проводит времени и период пребывания ребенка в школе является наиболее сензитивным для формирования нравственных ориентиров, ценностей и установок.

Становление личности школьника включает этап «накопления» знаний, чувств, эмоций, вызванных переживаемыми событиями и явлениями. Эти знания и чувства становятся приобретенным поликультурным опытом и источниками установления связей индивида с миром и самим собой.

Этот опыт позволяет принимать значительность каждой культуры, предполагает взгляд на инокультуру не как чужую, а как иную, и разрушает бытующие негативные мифы о «чужой» культуре. В результате становления личности школьника происходят активные качественные преобразования внутреннего мира школьников, приводящие к новому способу жизнедеятельности творческой самореализации в образовании.

Таким образом, поликультурное образование рассматривается как процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной, полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей, отличительных от собственных.

Поликультурная компетентность при этом, рассматривается как интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в обществе, реализующееся в способности решать межкультурные проблемы в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

Вместе с тем, важнейшим условием формирования и развития поликультурной компетентности является наличие в школе безопасной толерантной образовательной среды.

Основными признаками такой среды являются следующие:

  1. Язык. В разговоре друг с другом дети не употребляют оскорбительных выражений и намеков. Они с уважением относятся к другим языкам и к тем. Кто на них говорит. Они помогают детям, которые только начинают учить язык, на котором ведутся занятия.
  2. Устои взаимоотношений. Отношение ко всем ученикам одинаковое. Разрешается и поощряется участие всех детей во всех занятиях и действиях. Все настроены на создание хорошего учебного климата.
  3. Социальные отношения. Преподаватели и дети обращаются друг к другу и ведут себя уважительно и сердечно, все дети относятся друг к другу с взаимным уважением.
  4. Принятие решений. Со всеми детьми советуются, каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел, совместных действий и решений, которые принимаются учениками. По мере взросления ученики получают возможность обсуждать и решать большее число касающихся проблем. В своих учебных коллективах дети должны на практике использовать принципы демократии.
  5. Отношения между большинством и меньшинством. К детям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к религиозным, культурным, этническим или лингвистическим меньшинствам, преподаватели относятся с деликатностью, а одноклассники с уважением. У детей есть возможность узнать об особенностях меньшинства от представителей меньшинства одноклассников, которые как бы становятся их учителями. Жизненный опыт и перспективы таких учеников должны учитываться при составлении учебных планов.
  6. Особые события. При проведении школьных фестивалей, родительских дней и других особых мероприятий во всех делах и представлениях принимают равное участие дети обоих полов и всех культурных, религиозных, этнических и языковых групп.
  7. Культурные события и действия. Признаются праздники всех культурных групп, представленных в школе и, если это возможно, ученики из других групп принимают в них участие.
  8. Религиозные обычаи. Уважаются вероисповедания всех детей. Всем детям дается возможность, если они хотят, объяснить свои религиозные обычаи и веру одноклассникам. Все проявляют взаимное уважение.
  9. Межгрупповое взаимодействие. В школе часто практикуется совместное изучение и групповая работа, в которой наиболее полно представлены разные культуры и характеры детей разной национальности.

Из этих признаков становится понятным, что политика в отношении толерантных отношений между всеми субъектами образовательного процесса связана с решением целого ряда задач, обеспечивающих развитие поликультурной образовательной среды:

  • разработка адаптационно-образовательных программ;
  • создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой;
  • учет «порога ментальности» при соприкосновении различных культур;
  • создание психологически комфортных условий для установления партнерских отношений;
  • стимулирование учащихся на доброжелательные отношения и принятия другого, его особенностей, культуры, традиций;
  • привлечение к сотрудничеству представителей национальных диаспор.

Основными формами развития поликультурной образовательной среды школы и воспитания толерантного сознания учащихся могут быть:

  • организация и проведение туристических походов и поездок по историческим местам;
  • проведение праздников национальных культур;
  • открытие мастерских национальных ремесел;
  • клуб интернациональной дружбы;
  • музей народного декоративно-прикладного искусства;
  • празднование памятных дат исторического значения;
  • юбилеи выдающихся деятелей культуры;
  • фестивали, олимпиады, выставки, соревнования по национальным видам спорта и играм;
  • фольклорные концерты, вечера и театрализованные представления;
  • конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд;
  • встречи с историками, этнографами, представителями различных диаспор;
  • выпуск информационных бюллетеней, тематические газеты;
  • экскурсии этнокультурного содержания и др.

Создание и развитие поликультурной образовательной среды реализуется не только во внеклассной работе, но и в образовательном процессе. Темы поликультурности, толерантности, ненасильственного взаимодействия, конструктивного решения конфликтов могут быть интегрированы в различные общеобразовательные предметы.

Большие возможности для решения поставленной проблемы имеют предметы гуманитарной направленности: история, обществознание, право, русский язык, литература, иностранный язык и другие. В рамках изучения этих школьных предметов педагогом может быть составлен обзор тем и аспектов, которые направлены на формирование толерантного сознания учащихся.

Здесь особенно важно, чтобы учебный материал отражал:

  • гуманистические идеи, идеи свободы и ненасилия;
  • характеристику уникальных этнических, национальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
  • культуру российских народов, наличие общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;
  • гуманизм, который выражает безусловную веру в добрые начала, заложенные в природу ребенка;
  • демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей взрослых и детей, предоставлении последним свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде;
  • толерантность, терпимость иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий.

Таким образом, особенности образовательного процесса в поликультурном обществе отражаются в целом ряде образовательных задач, решаемых школой в учебной и внеучебной деятельности, в содержании и формах реализации этих задач, в особенностях поликультурной образовательной среды, обеспечивающей поликультурное образование и формирование поликультурной компетентности.

Интересно
Обобщая эти особенности можно считать, что поликультурное образование рассматривается как процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной, полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей, отличительных от собственных.

А поликультурная компетентность выступает как как интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в обществе, реализующееся в способности решать межкультурные проблемы в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)