Основные формы и методы воспитания

В педагогической литературе не всегда отражаются корректно формы и методы обучения и воспитания. О лекции можно прочитать и как о форме, и как об одном из методов. В связи с этим, ещё раз подчеркнём, что говоря о методе, подразумевается путь, способ, последовательность действий, иными словами фиксируются изменения.

Форма процесса отражает относительно устойчивую, существенно не меняющуюся составляющую процесса, например его функции, структуру.

Это утверждалось и про обучение, это имеет прямое отношение и к процессу воспитания.

При описании методов воспитания отправной точкой нередко выступает деятельность педагога, который проводит беседу, организует деятельность воспитанника, показывает пример, использует поощрение, наказание и т.д. Тем не менее, всё что делается педагогом, делается не для него самого, а для того, чтобы изменения произошли с воспитанником.

В ходе процесса воспитания у воспитанника возникают духовно-нравственные ценности, соответственно любой метод  воспитания должен включать как минимум два этапа:

  • появление у воспитанника знания о том, что может быть ценно, а также о том, что уже является ценным для других;
  • принятие и применение данной ценности в качестве основания оценки объектов, действий, поступков.

Знание о ценностях может возникнуть в коммуникации, в результате понимания текстов, содержащих описание этих ценностей. В рефлексии, анализе и оценке действий, деятельности и поступков, совершаемых другими и совершаемых самостоятельно.

В ходе мыслительной работы, обеспечивающей, в том числе, и разработку новых оснований, новых ценностей.

Принятие и применение ценности объединено в один этап, т.к. подлинное существование ценности происходит в процессе оценивания, т.е. в применении. В тоже время применение не гарантирует принятия, т.к. применение может стать основанием и для отрицательных оценок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)