Органы, осуществляющие производство по налоговым делам

К числу органов, уполномоченных осуществлять производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, относятся:

  • налоговые органы, включая Федеральную налоговую службу Российской Федерации и ее территориальные подразделения;
  •  органы государственных внебюджетных фондов, включая Пенсионный фонд России и его подразделения (отделения);
  • таможенные органы, которые представлены Федеральной таможенной службой Российской Федерации и ее подразделениями;
  • Следственный комитет РФ;
  • судебные органы, представленные судами общей юрисдикции и арбитражными судами;
  • органы принудительного исполнения, которые представлены подразделениями Федеральной службы судебных приставов РФ.

Компетенция указанных выше органов в части производства по делам о нарушениях  законодательства о налогах и сборах в значительной степени различается.
Права налоговых органов перечислены в ст. 31 НК РФ, к ним относятся:

  • право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
  • производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового
    агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков,
    плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового
    агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые
    налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов
    налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему
    Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о
    налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  • требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  • взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые
    установлены НК РФ;
  • требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов
    налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо
    обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных
    юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов
    деятельности;
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды соответствующие иски (п. 14 ст. 31 НК РФ).

Органы государственных внебюджетных фондов в случаях, когда на них возложены обязанности по налоговому контролю, пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов.
Таможенные органы, согласно п. 3 ст. 34 НК РФ, осуществляют в порядке, установленном
таможенным законодательством, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях и вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
Судебные органы осуществляют рассмотрение дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Согласно п. п. 1 – 2 ст. 105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами, а о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, – судами общей юрисдикции.
Органы принудительного исполнения, согласно п. 3 ст. 105 НК РФ, в лице судебных
приставов-исполнителей осуществляют исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций.

Административное обжалование решений налоговых органов.

По мнению налогоплательщика, вышестоящий налоговый орган обязан обеспечивать
налогоплательщику возможность участия в рассмотрении его жалобы на решение нижестоящего налогового органа. Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, в НК РФ не содержится требование об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом. Обязательность участия налогоплательщика в рассмотрении его апелляционной жалобы НК РФ или каким-либо иным документом не предусмотрена.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)