Общая характеристика принципов налогообложения

Под принципами налогообложения понимаются основные начала, главные идеи, на которых строится налоговое право. Принципы налогообложения, которыми должны руководствоваться законодательные органы всех уровней при регулировании налоговых отношений, а также все субъекты налоговых правоотношений, не могут изменяться вместе с изменением текущей налоговой политики государства.
Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании
налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной
практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.
КС РФ указал, что “…общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям,
установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ
конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в
Российской Федерации”. При возникновении спорных ситуаций КС РФ, как правило, обращается
именно к налогово-правовым принципам.
Пункт 3 ст. 75 Конституции РФ предписывает установление общих принципов налогообложения и
сборов федеральным законом. Таким федеральным законом является Налоговый кодекс Российской
Федерации. В п. 2 ст. 3 НК РФ указано, что данный Кодекс устанавливает общие принципы
налогообложения и сборов. Но неясно, какие именно положения НК РФ считаются такими принципами.
В НК РФ нет определения и конкретного перечня общих принципов налогообложения и сборов.
Таким образом, несмотря на прямое указание в Конституции России о необходимости установления
общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом, этого до настоящего времени не сделано, т.е. федеральным законодателем не выполнено прямое конституционное требование, что является нарушением конституционной законности в сфере налогового законотворчества.
выразилось в укреплении конституционно-правовых начал в регулировании налогообложения, в
решении важнейших проблем налогового права с учетом общих принципов права. Данный процесс
положительно влияет на развитие правовой системы государства в целом, ибо переносит на
конституционный уровень налоговые отношения между государством и налогоплательщиками, что не позволяет государству произвольно изменять основные юридические условия налогообложения путем изменения текущего налогового законодательства.
Общие принципы налогообложения в России – это правовые принципы, которые закреплены в Конституции РФ и раскрывают свои специфические черты применительно к налогообложению.
В Российской Федерации к общим относятся следующие принципы налогообложения:

  • взимание налогов в публичных целях;
  • финансовая цель взимания налогов;
  • установление налогов только законом;
  • установление налогов в особой процедуре;
  • запрет обратной силы налоговых законов;
  • всеобщность налогообложения;
  • равенство налогоплательщиков;
  • равное налоговое бремя;
  • недопустимость чрезмерного налогообложения;
  • разделение полномочий в сфере налогообложения и сборов;
  • единство системы налогов и сборов;
  • единая налоговая политика и недопустимость установления налогов, нарушающих единое
    экономическое пространство страны.

Выделяют также основные критерии включения принципов налогообложения в данный перечень. К таким критериям можно отнести следующие:

  • принципы налоговых правоотношений должны быть экономически обоснованными для целей
    развития налоговой системы страны;
  • указанные принципы должны реализовываться в процессе функционирования и развития
    налоговой системы Российской Федерации, т.е. такие принципы должны быть закреплены в
    законодательстве о налогах и сборах;
  • указанные принципы должны выражать налоговые правоотношения в Российской Федерации,
    которое стремится к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

Некоторые положения НК РФ, носящие характер общих принципов налогообложения, содержатся в
ст. 3 “Основные начала законодательства о налогах и сборах” НК РФ.
В странах романо-германской правовой семьи, к которой исторически относится и Россия,
принципы права имеют юридическое значение лишь постольку, поскольку они выражены в законе.
Однако такой подход к принципам права постепенно меняется. Эволюция принципов права, их
теоретическое осмысление и необходимость практического действия привели к тому, что в последние десятилетия они приобрели универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Соответственно изменилась и роль принципов в правовой системе. Сегодня они рассматриваются как своего рода высшее право. Конституционный Суд России констатировал наличие общих принципов права, которые получают воплощение в конституционных принципах.
Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми
установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права. Формой проявления
общих принципов права являются конституционные принципы. Складывается следующая иерархия – общие принципы права проявляются в конституционных принципах, которые, в свою очередь, преломляются в отраслевых принципах.
Согласно ст. 57 Конституции РФ установление налогов и сборов возможно только законом. Это требование относится к федеральным, региональным и местным налогам и сборам. Законы,
приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.
Рассматривая общие принципы налогообложения зарубежных стран, можно выделить следующие
основные принципы налогообложения:

  • принцип справедливости. Под налогами во многих странах понимается законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в интересах общества и государства.
    При изъятии у налогоплательщика части имущества проявляется принцип справедливости, так как для налоговых органов, которые осуществляют взимание налогов и сборов, изъятие части собственности налогоплательщика считается справедливым, а для налогоплательщиков несправедливым, т.е. данный вопрос является достаточно спорным;
  • принцип определенности налогообложения. Впервые данный принцип сформулировал Адам Смит: “Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица”. Данный принцип определен в законодательстве о налогах и сборах многих стран мира, в том числе и в российском;
  • принцип удобства налогообложения – заключается в том, налогообложение должно
    осуществляться удобным для налогоплательщика способом;
  • принцип экономии – рассматривается как технический принцип построения налога, так как расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. Согласно Адаму Смиту принцип экономии сводится к тому, что “каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству”;
  •  финансовые принципы организации налогообложения – выражаются в достаточности налогообложения, эластичности (подвижности) налогообложения;
    народно-хозяйственные принципы – определяют надлежащий выбор источника
    налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом; правильную комбинацию различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения;
  • этические принципы, принципы справедливости – определяют всеобщность и равномерность налогообложения;
  • административно-технические правила или принципы налогового управления – определяют определенность налогообложения; удобство уплаты налога; максимальное уменьшение издержек взимания.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)