Организация управления как система формирования решений

Под управлением понимают сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Интересно
Любая деятельность человека носит целенаправленный характер (цели деятельности могут быть явно выраженными или латентными), и теоретически решения, принимаемые субъектами деятельности, должны быть направлены на достижение целей оптимальным способом, или, как еще говорят, решения должны быть оптимальными.

На практике зачастую решения разрабатываются и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, разными личными предпочтениями, разной склонностью к риску, поэтому диапазон принимаемых решений достаточно велик – от недостаточно обоснованных до детально рассчитанных.

Следует отметить, что не всегда даже математически обоснованное решение оказывается эффективнее принятого интуитивно, и причин тому много.

Одна из них – избирательный характер оценки альтернатив по ряду доминирующих критериев. ЛПР интуитивно оценивает альтернативы по тем критериям, которые считает наиболее важными.

За счет высокой скорости в принятии таких решений они принимаются своевременно сложившейся ситуации, и эффект от них может значительно превышать эффект от обоснованных решений, оцененных по многочисленным критериям, с соблюдением всех правил разработки и обоснования.

Принятие интуитивных решений целесообразно при выполнении функций оперативного управления, в ситуации, когда скорость (затраченное на разработку время) принятия решения является более весомым критерием, чем риск неправильно принятого решения.

При реализации же тактических и особенно стратегических решений происходят необратимые изменения, само осуществление которых уже требует значительных ресурсов и приводит к изменениям, ликвидация последствий которых в случае ошибочно принятого решения потребует значительных затрат ресурсов, особенно такого невосполнимого ресурса как время.

И в данном случае затраты времени и ресурсов на разработку решения оправданы, потому что риск неправильно принятого решения велик и велики масштабы изменений, кроме того, время разработки решения значительно меньше времени реализации и составляет незначительную долю в общем времени разработки и реализации управленческих решений (далее – УР).

На рис. 2.1 представлены функциональные группы субъектов РУР и их возможный состав в коммуникативной связи в процессах разработки и реализации УР.

Организация управления как система формирования решений

Разработчиками решений могут быть: руководители предприятий; управленческая команда; специалисты или группы специалистов; проектные организации; органы государственной власти, общественные организации.

Заказчиками решений могут быть: руководители предприятий; органы государственной власти (в том числе судебные); акционеры; наблюдательные советы.

Исполнителями решений могут быть: исполнительные работники предприятий или общественных организаций; организации вообще как подсистемы общества.

Потребителями решений могут быть: персонал предприятия; население; организации и подразделения.

В процессе подготовки и реализации УР перечисленные ключевые фигуры выполняют определенные наборы функций, процедур и операций (см. рис. 2.2).

Организация управления как система формирования решений

Каждая конкретная функция РУР должна включать весь набор процедур, каждая процедура – набор общих функций и каждая функция должна включать необходимый набор операций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)