Определение и система криминалистической фотографии

Успех практической деятельности следователя и оперативного работника органа внутренних дел, эксперта, специалиста-криминалиста в значительной мере зависит от умения применять средства криминалистической техники.

В настоящее время самыми распространенными средствами такого рода являются фотоаппарат и видеотехника.

Возможность с их помощью запечатлеть на снимках самые разнообразные объекты при осмотре места происшествия, в ходе опознания лиц и предметов, в процессе проверки показаний на месте и при выполнении других следственных действий помогает существенно дополнить словесные описания объектов в протоколах, сделать наглядными ход и результаты проводимых следственных, оперативно-разыскных и экспертных действий по отысканию, фиксации и исследованию вещественных доказательств.

Право следователя и органа дознания применять фотографирование в ходе раскрытия и расследования преступления предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Реализовать это право можно лишь в случае, когда орган дознания и следователь в состоянии уверенно обращаться с фотоаппаратурой и принадлежностями к ней; знает, что именно и каким образом нужно фотографировать в ходе проведения следственных и других действий.

Фотография получила свое название от греческих слов «photos» (свет) и «grapho» (пишу), буквально означающих светопись – получение изображений посредством света.

Официальной датой рождения фотографии считается 7 января 1839 г., когда французский астроном Франсуа Араго представил Парижской академии наук доклад об опытах Луи Дагерра (французский художник, химик и изобретатель) по получению стойких светописных изображений в камере-обскура (лат.: camera obscūra – «тёмная комната (см.: рис. 1 и рис. 2).

Определение и система криминалистической фотографии

Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стене. Лучи света, проходя сквозь малое отверстие (диаметр которого зависит от «фокусного расстояния» камеры, приблизительно 0,1–5 мм) создают перевёрнутое изображение на экране.

В августе того же года данный способ был подробно описан и назван по имени его изобретателя – дагерротипией.

В развитии фотографии можно выделить несколько этапов:

  1. Этап дагерротипии (1839–1860) – этот фотографический процесс, позволявший получать достаточно качественные изображения, которые, к сожалению, невозможно было размножить. Научная заслуга Луи Дагера (Рис. 3) состояла в открытии способности паров ртути проявлять (усиливать) слабовидимое изображение. Он выяснил, что обработка серебряной пластинки парами ртути, проводимая в камере-обскура, позволяет в довольно короткий промежуток времени (3–4 мин) получить хорошо видимое изображение, которое затем закреплялось посредством раствора поваренной соли, а затем раствора тиосульфата натрия.
  2. Этап мокрого коллоидного процесса (1851–1882), вытеснивший дагерротипию и позволявший получать вначале негатив, а с него печатать позитивные изображения на альбуминовой бумаге. Этот метод разработал английский исследователь Фредерик Скотт Арчер (Рис. 4).
  3. Этап сухих желатиновых галоидосеребряных фотографических слоев (1878 – 1882). Технология разработана Ричардом Мэддоксом (см.: рис. 5) в 1871 году и усовершенствована Чарльзом Беннетом в 1878 году. По другим данным фотографическая эмульсия на основе желатина была впервые получена Робертом Бингемом в Великобритании в 1850 г. Процесс быстро заменил мокрый коллоидный, который требовал закрепления и лабораторной обработки немедленно после приготовления, значительно усложняя фотографирование. Подавляющее большинство современных фотоматериалов, в том числе цветных, основаны на желатиносеребряной технологии.

Определение и система криминалистической фотографии

 

Значительный вклад в развитие фотографии внесли изобретатели и ученые России. Например, изобретатель-самоучка И. В. Болдырев разработал метод изготовления прозрачной гибкой пленки (1880 г.).

С. Л. Левицкий впервые применил фотографическую ретушь, предложил использовать электрическое освещение при фотосъемке в неблагоприятных условиях.

Интересно
В конце XIX века криминалисты предприняли первые попытки использования фотографии в борьбе с преступностью. В 1890 г. знаменитый французский криминалист Альфонс Бертильон сконструировал несколько крупноформатных фотоаппаратов для съемки мест происшествий и для опознавательной съемки преступников.

Неоценимый вклад в применение фотографии при раскрытии и расследовании преступлений сделан русским ученым-криминалистом Евгением Федоровичем Буринским.

В 1894 г. им разработан метод фотографирования невидимых и слабовидимых текстов, получивший название «цветоделительная фотография», с помощью которого можно не только фиксировать наблюдаемое, но и видеть невидимое.

Этот метод получил всеобщее признание после того, как Е. Ф. Буринскому удалось восстановить письмена грамот времен правления Дмитрия Донского (XIV в.), обнаруженных закопанными в подвале Кремля, где они пролежали 300 лет, и были нечитаемыми.

Теоретические основы судебной фотографии и восстановления утраченных текстов были описаны им в 1905 г. в книге «Судебная экспертиза документов».

В дальнейшем фотография при расследовании преступлений начинает уже применяться не только как средство фиксации, но и как специальный метод исследования судебных доказательств.

Специфика объектов съемки и задач фотографирования потребовали разработки специальных видов и способов съемки, в наибольшей степени способствующих расследованию преступлений.

Таким образом, возникла новая отрасль фотографии – криминалистическая фотография.

Криминалистическая (судебная) фотография – это раздел криминалистической техники, объединяющий систему научных знаний и разрабатывающий на их основе фотографические средства, приемы и методы, предназначенные для фиксации и исследования материальных объектов, являющихся носителями криминалистически значимой информации в целях раскрытия и расследования преступлений.

Понятием криминалистической фотографии охватывается не только фотоаппаратура, но и приемы и методы их применения, демонстрационные устройства.

Субъектами применения средств и методов криминалистической фотографии являются:

  • следователь, дознаватель;
  • прокурор;
  • оперативный работник;
  • эксперт, специалист;
  • иные сотрудники правоохранительных органов.

Задачами криминалистической фотографии в экспертной практике являются:

  • запечатление общего вида поступивших на исследование объектов;
  • выявление фотографическими методами невидимых и слабовидимых признаков объектов экспертного исследования;
  • изготовление фотографических изображений для сравнительного исследования объектов при идентификационных экспертизах;
  • иллюстрация выводов, содержащихся в заключении эксперта.

Выделяют две формы применения средств и методов криминалистической фотографии:

  • процессуальную (средства и методы применяются при проведении экспертиз и следственных действий);
  • непроцессуальную (средства и методы используются при проведении оперативно-разыскных мероприятий).

Исходя из определения криминалистической фотографии можно отметить, что она значительно отличается от общей фотографии и имеет свои специфические особенности – принципы применения:

  1. Специальные области применения (применяется при производстве следственных действий, судебных экспертиз и оперативно-разыскных мероприятий).
  2. Определенные объекты съемки (место происшествия, следы, вещественные доказательства, живые лица, трупы).
  3. Специальные цели съемки (запечатление объектов и исследование предметов, имеющих значение при расследовании преступлений).
  4. Специфические методы и способы съемки (панорамная, масштабная, опознавательная и т. д.).
  5. Определенный круг лиц, применяющих криминалистическую фотографию (оперативные работники, следователи, эксперты, специалисты).
  6. Применяется специальная техника.
  7. Особый порядок оформления фотоснимков (процессуально в протоколе осмотра места происшествия, техническое оформление – составление таблицы иллюстраций).
  8. Принцип недопустимости ретуши, монтажа продуктов съемки.

В отличие от других методов фиксации доказательств (описание в протоколе следственного действия, зарисовки, составление планов, схем и т. д.), фотографический метод фиксации позволяет быстро получить наиболее полное, точное и наглядное представление о признаках фиксируемого объекта.

Кроме того, фотосъемка в инфракрасных, ультрафиолетовых и других лучах дает возможность зафиксировать те признаки объектов, которые не воспринимаются человеческим зрением при обычном освещении.

По сферам применения систему криминалистической фотографии составляют два тесно взаимосвязанных раздела:

  1. Следственно-оперативная (запечатлевающая) фотография.
  2. Экспертная (исследовательская) фотография.

Следственно-оперативная (запечатлевающая) фотография изучает тактические и технические приемы фотографирования объектов при проведении следственных действий и оперативных мероприятий.

Объектами следственно-оперативной фотографии являются: места происшествия с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, предметы – вещественные доказательства, опознаваемые лица (подозреваемые, обвиняемые, свидетели, потерпевшие).

Экспертная (исследовательская) фотография включает специальные фотографические методы исследования вещественных доказательств, а также способы фотографической фиксации хода и результатов экспертного исследования в виде иллюстраций.

Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод о том, что криминалистическая фотография есть самостоятельная отрасль криминалистической техники, применяемая при производстве следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий и судебных экспертиз в целях исследования и представления суду наглядного доказательственного материала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)