Общий порядок назначения контроля и записи переговоров

Общий порядок назначения контроля и записи переговоров складывается из нескольких этапов. На первом этапе дознаватель устанавливает лицо, переговоры которого подлежат контролю. В качестве такого лица может выступать обвиняемый, подозреваемый, а также любое иное лицо как обладающее, так и не обладающее процессуальным статусом участника уголовного судопроизводства.

При этом может быть как установлено конкретное физическое лицо с соответствующими анкетными данными, так и юридический владелец средства электросвязи, с которого, как полагает предварительное следствие, передаются интересующие сообщения. Также на первом этапе индивидуализируется средство электросвязи, сообщения с которого будут контролироваться. По смыслу закона для назначения контроля и записи переговоров необходимо установить не только конкретное лицо, переговоры которого интересуют предварительное следствие, но и средство электросвязи, по которому будут вестись указанные переговоры.

Данная обязанность возлагается на дознавателя, обращающегося с ходатайством о назначении следственного действия. Недопустимо возлагать ее на орган, которому поручается технический этап контроля и записи переговоров (БСТМ), поскольку указанный орган в соответствии со своим функциональным предназначением должен только фиксировать переговоры в соответствии с полученным постановлением и не имеет ни правовых, ни организационных возможностей для установления лиц, пользующихся соответствующим средством электросвязи.

Дознавателем должен быть установлен либо идентификационный номер самого средства электросвязи, либо номер установленного в нем идентификационного модуля (IMEI, номер SIM-карты, MAC-адрес, IP-адрес). Для этого дознаватель направляет письменный запрос руководителю оператора связи (сотовой компании или интернет-провайдера). Кроме того, на первом этапе дознаватель определяет необходимый срок производства контроля и записи переговоров с учетом фактических обстоятельств уголовного дела и цели проведения данного следственного действия в конкретной ситуации.

На втором этапе дознаватель составляет постановление о возбуждении перед судом ходатайства о назначении контроля и записи телефонных и иных переговоров и согласовывает его с прокурором. Указанное постановление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. Во вводной части должна содержаться резолюция прокурора, фиксирующая его согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров с указанием даты дачи согласия; данные дознавателя, возбудившего ходатайство; номер уголовного дела.

В описательно-мотивировочной части должны быть указаны:

  1. Краткая фабула уголовного дела.
  2. Факт возбуждения уголовного дела.
  3. Фактические основания назначения контроля и записи переговоров. Они излагаются в обобщенной форме, без расшифровки источников получения и излишних подробностей. Вместе с тем из употребленных дознавателем формулировок должна усматриваться реальная потребность в производстве данного следственного действия. В случае, когда контроль и запись переговоров назначается в связи с угрозой в адрес потерпевших и других лиц и при этом соответствующее заявление данных лиц отсутствует, дознаватель должен привести конкретные  обоснования необходимости производства данного следственного действия, избегая, однако, изложения источников получения сведений о поступлении угроз.
  4. Фамилия, имя, отчество, дата рождения и процессуальный статус лица, переговоры которого подлежат контролю. В случае, если лицо процессуального статуса не имеет, указывается его связь с участниками уголовного судопроизводства (например, близкий родственник) или фактическое отношение к обстоятельствам, подлежащим доказыванию.
  5. Сведения о принадлежности средства электросвязи, которые указываются в соответствии со справкой, представленной оператором связи.
  6. Срок осуществления контроля и записи переговоров.

Необходимо отметить, что заявляемый в ходатайстве срок проведения данного следственного действия может превышать срок дознания, имеющийся на момент вынесения дознавателем данного постановления. Это не означает, что в случае удовлетворения судом ходатайства дознавателя контроль и запись переговоров могут продолжаться после истечения срока следствия, для продолжения следственного действия в любом случае требуется продление сроков расследования по делу.

Наименование органа, которому поручается проведение технического этапа рассматриваемого следственного действия. Ссылка на ст. 186 и 165 УПК РФ. В резолютивной части постановления формулируется решение о возбуждении перед судом (с указанием его наименования) ходатайства о назначении контроля и записи телефонных и иных переговоров конкретного лица и с конкретных средств электросвязи на определенный срок.

Отсутствие в ходатайстве указания на срок производства следственного действия должно влечь отказ суда в удовлетворении данного ходатайства, поскольку в противном случае суд будет вынужден не просто дать разрешение дознавателю, а решать вопрос об оптимальных с точки зрения доказывания параметрах проведения следственного действия, что противоречит природе судебного контроля.

Интересно
Если несколько используемых лицом средств электросвязи обслуживаются одним оператором связи, для назначения контроля и записи переговоров в отношении всех данных средств достаточно вынесения одного постановления. Для производства контроля и записи телефонных и иных переговоров в отношении средств электросвязи, обслуживаемых различными операторами связи, выносятся разные постановления.

Постановление о возбуждении ходатайства о назначении контроля и записи телефонных и иных переговоров перед направлением в суд должно быть согласовано с прокурором. После согласования постановление о возбуждении ходатайства о назначении контроля и записи переговоров и обосновывающий его материал направляются в суд для рассмотрения по существу.

На третьем этапе ходатайство дознавателя о назначении следственного действия и указанный материал рассматриваются в суде – единолично федеральным судьей суда районного звена либо по месту производства дознания, либо по месту производства следственного действия (т. е. по месту дислокации оперативного подразделения, на которое возложено осуществление технического этапа контроля и записи переговоров).

Суд, разрешая производство контроля и записи переговоров, не может увеличить количественные параметры следственных действий, о которых ходатайствовал дознаватель (продолжительность контроля и записи переговоров, количество контролируемых средств электросвязи и т. п.).

Интересно
При этом судья вправе снизить эти параметры, исходя из фактических оснований следственного действия (например, дать разрешение на проведение контроля и записи переговоров в течение меньшего срока по сравнению с заявленным в ходатайстве дознавателя).

По итогам судебного заседания судья выносит одно из двух решений: либо о разрешении производства контроля и записи переговоров, либо об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства дознавателя (ч. 4 ст. 165 УПК РФ). На четвертом этапе постановление судьи вручается дознавателю, который передает его органу, выполняющему «технический этап» следственного действия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)