Общая характеристика педагогики высшей школы

Особенности педагогики высшей школы продиктованы в первую очередь её предметом, так как другие компоненты научно-исследовательской работы, например, методы или научные понятия данного раздела применяются не только в отношении системы высшего образования.

Педагогика высшей школы представляет собой раздел педагогической науки, предметом которого выступает образовательный процесс в организациях и учреждениях высшего образования.

При этом очевидно, что границы высшего образования определяются не только существенными признаками высшего профессионального образования как фрагмента действительности, они зависят от решений принимаемых на самых разных уровнях, в рамках установленных полномочий.

То, что профессиональное образование должно готовить к деятельности определяется смыслом его осуществления, объективными обстоятельствами, а то, что несколько лет назад в систему высшего образования из области послевузовского перешла аспирантура, стало результатом принятого закона «Об образовании в Российской Федерации».

Решая задачи профессиональной подготовки высшее образование в России осуществляется на трех уровнях. Первому соответствует бакалавриат, второму – магистратура и специалитет, к третьему уровню высшего образования относится подготовка кадров высшей квалификации.

В частности аспирантура обеспечивает профессионалами не только научные организации, производственную и другие сферы, но также организации и учреждения высшего образования: институты, академии, университеты.

При помощи аспирантуры, решающей задачи подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, университеты, академии и институты обеспечивают в том числе и воспроизводство собственных кадров.

Интересно
Развернутый анализ педагогического процесса в организациях любого типа и уровня предполагает характеристику его участников, целей и содержания, форм и методов осуществления образовательного процесса, средств обучения и воспитания, особенностей проведения контроля.

В современном вузе за одной партой могут оказаться и вчерашние школьники, и уже состоявшиеся профессионалы. При этом первые ещё только готовятся к деятельности, а вторые могут позволить себе заниматься решением задач профессионального и личностного совершенствования.

Так, работа с первокурсниками бакалавриата, будет отличаться от взаимодействия с магистрантами, работы с аспирантами. Просто начинающих студентов, помимо обучения по дисциплине, нужно ещё и научить учиться в вузе: тому как работать на лекции, семинаре и в ходе подготовки к нему.

В отличие от общего образования, где в основном используется урочная форма обучения класса, в рамках высшего образования нацеленного на подготовку к профессиональной деятельности, широко распространена лекционно-семинарская система. При переходе в высшую школу вчерашние школьники сталкиваются и с изменениями в системе контроля.

Перенос центра тяжести на семестровые зачеты и экзамены приводит к необходимости освоения обучающимся приемов самоорганизации.

Существенные отличия от средней школы проявляются и в педагогической деятельности. Если на уроке объяснение нового материала обычно занимает 10-15 минут, то на лекции в вузе объяснение продолжается полтора астрономических часа.

Иначе организуется применение студентами теоретических знаний в ходе семинарских занятий и на разного вида практиках. При этом образовательные организации и учреждения высшего образования, в отличие от образовательных организаций других типов, в обязательном порядке решают не только образовательные, но и научные задачи.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)