Общая характеристика национально-государственного устройства РФ

Конституцией Российской Федерации закреплено её федеральное устройство (ст. 1,65). Согласно ст. 65 Конституции в её состав входят в качестве самостоятельных субъектов Республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные области (Еврейская) и автономные округа.

Российская Федерация суверенна и на своей территории самостоятельно осуществляет всю полноту власти, источником которой является многонациональный народ России. Но значительное количество и разнообразие видов субъектов Федерации требует четкости в разграничении полномочий между ними.

«Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» (ч. 3 ст. 11).

В соответствии с Конституцией полномочия органов государственной власти в России распределены по трём уровням: одни полномочия отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, другие – к совместному ведению федеральных органов и органов власти субъектов Федерации, третьи – к ведению органов власти субъектов Федерации.

К компетенции Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции отнесены, например:

  • конституционное и иное федеральное законодательство;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • установление системы федеральных органов власти;
  • управление федеральной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ;
  • установление правовых основ единого рынка;
  • внешняя политика и международные отношения, внешнеэкономическая деятельность;
  • оборона и безопасность и пр.

К совместному ведению Российской Федерации и её субъектов ст. 72 Конституции относит такие вопросы, как обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; природопользование и охрана окружающей среды; координации вопросов здравоохранения, социальной защиты, охраны материнства и детства; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное законодательство, земельное, водное, лесное законодательство и пр.

В компетенцию субъектов РФ входят все вопросы, не отнесенные к исключительному ведению РФ и не составляющие предметы совместного ведения РФ и её субъектов (ст. 73 Конституции). В соответствии с Конституцией РФ входящие в её состав субъекты по своему статусу различаются на следующие виды.

Республика в составе РФ – самостоятельное национальное государственное образование, статус которого определяется Конституцией РФ и конституцией республики, имеющее собственную систему высших органов власти (Президент, парламент, правительство республики).

Край, область, город федерального значения – территориально-государственное образование, статус которого определяется Конституцией РФ и уставом края, области или города федерального значения, имеющее законодательный (представительный) орган и орган исполнительной власти (администрацию, Правительство).

Автономная область, автономный округ – автономно-национальное образование, статус которого определяется Конституцией РФ и уставом данного субъекта Федерации.

Поскольку автономный округ может входить в состав края или области, то его отношения с последним могут регулироваться договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (ст. 66 Конституции).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)