Общая характеристика национально-государственного устройства РФ
Конституцией Российской Федерации закреплено её федеральное устройство (ст. 1,65). Согласно ст. 65 Конституции в её состав входят в качестве самостоятельных субъектов Республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные области (Еврейская) и автономные округа.
Российская Федерация суверенна и на своей территории самостоятельно осуществляет всю полноту власти, источником которой является многонациональный народ России. Но значительное количество и разнообразие видов субъектов Федерации требует четкости в разграничении полномочий между ними.
В соответствии с Конституцией полномочия органов государственной власти в России распределены по трём уровням: одни полномочия отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, другие – к совместному ведению федеральных органов и органов власти субъектов Федерации, третьи – к ведению органов власти субъектов Федерации.
К компетенции Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции отнесены, например:
- конституционное и иное федеральное законодательство;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- установление системы федеральных органов власти;
- управление федеральной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ;
- установление правовых основ единого рынка;
- внешняя политика и международные отношения, внешнеэкономическая деятельность;
- оборона и безопасность и пр.
К совместному ведению Российской Федерации и её субъектов ст. 72 Конституции относит такие вопросы, как обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; природопользование и охрана окружающей среды; координации вопросов здравоохранения, социальной защиты, охраны материнства и детства; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное законодательство, земельное, водное, лесное законодательство и пр.
В компетенцию субъектов РФ входят все вопросы, не отнесенные к исключительному ведению РФ и не составляющие предметы совместного ведения РФ и её субъектов (ст. 73 Конституции). В соответствии с Конституцией РФ входящие в её состав субъекты по своему статусу различаются на следующие виды.
Край, область, город федерального значения – территориально-государственное образование, статус которого определяется Конституцией РФ и уставом края, области или города федерального значения, имеющее законодательный (представительный) орган и орган исполнительной власти (администрацию, Правительство).
Поскольку автономный округ может входить в состав края или области, то его отношения с последним могут регулироваться договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (ст. 66 Конституции).
- Основные понятия о праве и правовых явлениях
- Основные понятия о государстве
- Понятие уголовной ответственности порядок и формы реализации
- Административное правонарушение и административная ответственность
- Понятие и виды дисциплинарной ответственности
- Понятие и виды правонарушений
- Понятие юридической ответственности и порядок реализации
- Субъект правоотношения правоспособность и дееспособность
- Понятие правоотношения и его структура
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу