Общая характеристика хозяйственного права РФ

Хозяйственное право – это совокупность правовых норм, регулирующих возникновение и порядок осуществления предпринимательских отношений, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом хозяйственного права является регулируемая совокупность отношений, складывающаяся в процессе экономической хозяйственной деятельности.

Объектом хозяйственных отношений является хозяйственная деятельность, а субъектом – физические и юридические лица.

Метод правового регулирования той или иной отрасли права представляет собой совокупность приемов и способов регулирования отношений между субъектами данной отрасли права. Это дозволение, запрет, предписание, уполномочивание, однако их различные сочетания в каждом конкретном случае дает именно тот метод, который наиболее эффективно воздействует на предмет правового регулирования той или иной отрасли права.

Хозяйственное право является сложной отраслью права, поэтому в нем используют несколько методов правового регулирования. Наиболее распространенным является метод согласования (метод автономных решений).

Функции хозяйственного права – это основные направления его воздействия на хозяйственные отношения. Обычно выделяют две основные функции: регулятивную и охранительную. Первая представляет собой государственное регулирование позитивного развития хозяйственных отношений.

Охранительная функция обеспечивает охрану хозяйственных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности, государства и общества.

Структура хозяйственного права включает в себя следующие элементы: принципы, институты и нормы права.

Интересно
Хозяйственные отношения регулируются с помощью норм ст. 1 ГК РФ, которые закрепляют: равенство участников, неприкосновенность собственности, свободу договора, недоступность произвольного вмешательства в частные дела, необходимость восстановления нарушенных прав и их судебную защиту.

Эти нормы позволили сформулировать следующие принципы: свобода хозяйственной деятельности, юридическое равенство различных форм собственности, используемых в хозяйственной деятельности, равенство участников договора, свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности, законность и государственное регулирование хозяйственной деятельности.

Существуют некоторые специфические особенности источников хозяйственного права, связанные с характером предмета правового регулирования и федеративным устройством Российского государства.

В соответствии с Конституцией РФ в ведении Российской Федерации находятся (ст. 71):

  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ;
  • установление правовых основ единого рынка;
  • финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
  • федеральные экономические службы, включая федеральные банки, внешнеэкономические отношения РФ;
  • гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
  • правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (гл. 8, ст. 13 К. РФ).

Классификация источников предпринимательского права может быть проведена по различным признакам:

  • по юридической силе – законы и подзаконные акты (закон – нормативно-правовой акт, принимаемый органами государственной власти);
  • по предмету правового регулирования – общие, специальные (собственно предпринимательские) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельностью;
  • по степени систематизации – кодифицированные нормативные правовые акты и иные;
  • в зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, в системе органов государственной власти – принятые федеральными органами исполнительной власти, принятые органами власти субъектов РФ (принимаются в соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на территории конкретного субъекта РФ).

Источниками хозяйственного права являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др., международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ, корпоративные нормативные акты, обычаи делового оборота.

Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношений (Положение о филиале, представительстве). Локальными актами являются: режим коммерческой тайны в организации, приказ об учетной политике предприятия, стандарты предприятий и т. д.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области хозяйственной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).

Они применяются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Они находятся по очередности после нормативных актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.

Для формирования законодательства, регулирующего осуществление хозяйственного права, очень важны акты высших судебных органов РФ, которые не являются источниками хозяйственного права, однако играют важную роль для развития системы источников, так как способствуют формированию единого понимания у субъектов хозяйственной деятельности и государственных правоприменительных органов и созданию единой модели правоприменения.

Правосубъектность является особым свойством определенного лица и включает три элемента: правоспособность (способность иметь субъективные права и юридические обязанности), дееспособность (способность реализовать права и обязанности своими действиями), деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность за свои действия).

Содержание хозяйственного правоотношения включает в себя две категории: понятие субъективного права и понятие юридической обязанности.

Субъективное право – это мера дозволенного поведения субъекта хозяйственных правоотношений. Субъективное право состоит из юридических возможностей, предоставляемых субъекту.

Субъективная обязанность – мера должного поведения участников хозяйственных правоотношений. Сущность обязанностей состоит в необходимости совершения субъектом определенных действий или воздержания от социально вредных действий.

Основанием возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей в отрасли хозяйственного права являются: договоры и иные сделки, как предусмотренные законом, так и не предусмотренные, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления; судебные решения; иные действия лиц, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также и не предусмотренные законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла хозяйственного законодательства порождающие предпринимательские права и обязанности; события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление хозяйственно-правовых последствий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)